Директива XVI партийного съезда о ликвидации округов в условиях ТР была осуществлена своевременно.
Нужно сказать, что по сравнению с большинством областей и республик Советского союза районирование Татарии проходило в своеобразных условиях. Это своеобразие состояло в том, что наряду с ликвидацией кантонов пришлось коренным образом перекроить административное деление ТР, заново создавать районы. Из 106 волостей и 8 ранее существовавших районов, было создано 45 районов, тогда как в значительной части других областей и республик нужно было только ликвидировать округа, перераспределить окружные силы, определить права и функции существовавших районов.
Уже небольшой период существования районов подтверждает огромные преимущества районной системы и абсолютную правильность этого важнейшего решения XVI партийного съезда.
Вновь созданные районы на ходу своего оформления должны были переключить все свое внимание и силы на важнейшие хозяйственно-политические кампании (хлебозаготовки, налоговая кампания и пр.), и в большинстве своем они сумели развить такой темп работы, который дает уверенность в досрочном выполнении этих важнейших мероприятий. Уже значительно полнев чувствуется приближение партийносоветского аппарата и всех других звеньев районов в нуждам села и колхозов. Значительно серьезнее и глубже осуществляется изучение и руководство конкретными нуждами деревни. Однако, ни в коем случае нельзя переоценивать положения. Необходимо решительно подчеркнуть, что развернутое руководство всеми областями работы в районах еще не налажено. Большинство районов не изучило своих особенностей, как экономического, так и культурного порядка. Все части аппарата районного центра работают без плана (и по форме, и по существу), почему еще не сумела сосредоточить внимания и сил на узловых вопросах, если но считать хлебозаготовок, которые поставлены в качестве центральной задачи. Отдельные районы ряд очередных вопросов, требующих мобилизации активности масс, немедленного их разрешения, откладывают.—Это относится к коллективизации, всеобучу и т. д., и неслучайно во многих районах всеобучу (хотя учебный год уже начался) не придали должного политического значения, неслучайно местные организации слабо возглавляют растущую волну колхозного движения, неслучайно также, что осенняя посевная кампания, зяблевая вспашка проходила и проходит без достаточного руководства и мобилизации общественности. Районам еще не удалось так распределить и использовать свои силы, чтобы увязать боевую хлебозаготовительную кампанию с другими важнейшими мероприятиями, направленными к подъёму и социалистической реорганизации сельского хозяйства, культурному подъёму деревни. В ближайший период работа района должна быть направлена в сторону повышения качества руководства (партийного и советского) и обеспечения боевых темпов не только в хлебозаготовках, но и в разрешении других важнейших задач, стоящих перед районами. Инициатива и заинтересованность в районной работе имеется у большей части кадров, но необходимо коренное и быстрейшее улучшение и помощь районам со стороны всего центрального аппарата.
Несколько слов о районных кадрах. Распределение кантонных работников прошло, в основном, в соответствии с директивами ЦК партии. Больше чем 90 проц. кантонных работников были оставлены для районной работы, однако, районы бывших кантонных городов оказались в более благоприятных условиях, в смысле обеспечения людским составом. Основной руководящий состав кантонных центров был распределен более правильно, средние же звенья работников и особенно специалисты и технические работники менее равномерно, а вновь созданные сельские районы обеспечены этими работниками еще хуже. Для укрепления районов была проведена серьезная работа в смысле передвижки работников из центрального аппарата по линии партийной, советской, кооперативной и иной работы. Таких работников было направлено свыше 100, и, несмотря на это, почти все районы переживают еще острый голод в работниках. Совершенно понятно, что вопрос о кадрах (по количеству и по качеству) сейчас, как и раньше, играет первостепенное значение для успешного завершения районирования. Наиболее слабые участки в смысле обеспечения кадрами это—аппарат планово-экономи- ческий, органы Наркомторга, органы кооперации и специальные отрасли, как сельскохозяйственные, так и культурно-социальные. Значительно число районных работников, почти впервые работающих в таком масштабе и по таким вопросам. Районирование неизбежно привело к значительной передвижке работников с одной работы на другую, и это особенно остро ставит вопрос о повышении квалификации имеющегося состава и тщательного инструктирования районов. Все это настойчиво требует дальнейшего усиленна внимания как районов, так и нейтрального аппарата к вопросу учета, изучения всего состава работников, скорейшей переподготовки и усиления мероприятий по подготовке новых кадров, особенно специалистов для районов.
В свете этих задач нужно признать совершенно нетерпимым то руководство районами, которое наблюдается со стороны центрального аппарата. Подлинного поворота лицом к районам еще не чувствуется. Можно смело утверждать, что в целом ряде центральных аппаратов имеется право-оппортунистический подход к вопросу улучшения связи и руководства районами. Многие районы, прежде всего вновь созданные и отдаленные, руководства со стороны центральных аппаратов совершенно не видят.
Несколько примеров: Наркомздраву ТР поручено комплектовать его местные органы, но до сих пор в 13 районах эти органы отсутствуют, а точного учета, где именно отсутствуют, не имеется. Работники Наркомздрава должны быть подобраны сверху, а вместо этого Наркомздрав посылает телеграмму в Акташский район с запросом: „кто назначен инспектором НКЗдрава“, не зная даже, что в этом районе совершенно нет врачей, которые могли бы хотя временно заменить инспектора по здравоохранению. Число врачей-специалистов за последнее время в деревне но только не увеличилось, но и уменьшилось. Значительное Количество врачебных участков оголено. Вследствие совершенно слабого руководства многие врачи без ведома Наркомздрава передвигаются на работу в город. Оканчивающие молодые врачи, особенно в весеннем выпуске, не были использованы для укрепления деревни. Оторванность от районов создает в Наркомздраве благодушие и спокойствие в таком важнейшем вопросе, как укрепление медицинскими силами деревни. Акташский район, который на сегодняшний день не имеет ни врача, ни акушерки, не является, вероятно, исключением.
Наркомпрос—перед началом учебного года проходят районные методические конференции. Созыв таких конференций имеет, несомненно, крупнейшее значение для выявления настроений учительства, политической его активизации и для установления серьезной связи с районами. А между тем ряд конференций прошел без какого бы то ни было руководства НКПроса, больше того,—в одном районе из-за неприезда представителя НКПроса отложили конференцию, затем поступило сообщение, что 23 сентября приедет представитель НКПроса Макаров—и он не приехал. В другой конференции случайно участвует представитель Наркомпроса, работающий на хлебозаготовках, конечно, не будучи проинструктирован о тех необходимых установках, которые должны быть изложены перед учительскими конференциями. В 2 районах—Акташ, Сарманово—обнаружено отсутствие 60 учителей, необходимых для проведения плана всеобуча. Места беспомощны разрешить полностью этот вопрос, а сверху живого отклика нет. Даже некоторые образцовые коммуны, имеющиеся в этих районах, несмотря на заверения, к началу учебного года не была обеспечены учителями. Целый ряд нужд, связанных с культурным строительством, несомненно, должны энергичней продвигать сами районы, но при таком руководстве Наркомпроса этого ожидать трудно. Культурные вопросы не заняли еще должного положения на местах. Боевые вопросы культурной революции, поставленные XVI партийным съездом, не разрешаются с должной настойчивостью, и значительную вину этого обстоятельства должен взять на себя Наркомпрос. Достаточно сказать, что основной руководящий материал, направленный из Наркомпроса в райисполком, состоял лишь из предписания в каждую декаду представлять сведения о ходе всеобуча.
Татсоюз. Районирование здесь проходило несколько позже, чем в других аппаратах, и потому многие районные ПО не могли быть переключены на наиболее гибкое обслуживание хлебозаготовительной кампании. Почему было допущено такое замедление с районированием в потребительской системе— совершенно непонятно, но качество руководства по этой линии можно охарактеризовать хотя бы таким фактом: 17 сентября за № 1/108 присылается такая директива по вопросу о паенакоплении, которую работники, читая внимательно, никак не могли понять, пришлось обратиться в Татсоюз за разъяснением. Руководящие директивы Татсоюза исчерпываются запросами о сведениях по .установленной форме*. Инструкторский состав не используется для того, чтобы, наиболее детально изучив состояние каждого ПО, вместе с местной организацией наметить конкретные пути к повышению роли потребительской кооперации и, прежде всего, мобилизовать активность кооперативной массы вокруг задач, стоящих перед данным ПО. Чиновнический подход к инструктажу еще далеко не изжит в потребительской системе. Руководящий наш центр — Татсоюз еще очень мало сделал для того, чтобы повернуться лицом к райпо и в соответствии с этим наладить инструктаж,
Не менее безобразное положение имеется поли- нии руководства районами со стороны Татколхоз- союза, Татхлебсоюза, Татпрофсовета и Наркомзема и особенно Связи, и можно лишь удивляться, почему орготдел ТЦИК столь медленно разрабатывает и продвигает решение Областного комитета партии о скорейшей перестройке всей системы руководства центрального советского аппарата по отношению к районам. Руководство районами, в связи с ликвидацией кантонов, сопряжено, несомненно, с трудностями. Но основная задача состоит в том, чтобы улучшением системы в своей работе, качеством и темпом работы центрального аппарата во что бы то ни стало преодолеть эти трудности, добиться живого, быстрого и четкого руководства районами, уметь своевременно выявлять недостатки, нужды района и обеспечить четкое осуществление партийной линии на всех участках нашей работы в деревне.
Необходимо усилить инструктаж центрального советского аппарата и общественных организаций, установить четкую систему в этой работе и увязать работу инструкторов с проведением на местах хозяйственных мероприятий. Необходимо всемерно укрепить орготделы и отделы кадров при центральных аппаратах, с тем, чтобы эти аппараты тщательно изучили людей, наметили планы дальнейшей переподготовки, повышения квалификации имеющихся кадров. Необходимо повысить активность и инициативу в выявлении нового резерва, прежде всего из батраков, передовых колхозников и рабочего актива, для дальнейшего укрепления районного аппарата. Уже сейчас необходимо со всей решительностью поставить вопрос об улучшении и укреплении работниками сельского звена. В ближайшем намечается' полоса совещаний по ведомственной линии (НКФина. НКТруда, НКЗема и др.). Эти совещания должны быть использованы не только для разрешения текущих и плановых вопросов района, необходимо значительное время уделить инструктажу работников той отрасли, которая нм поручена. Необходимо установить, как твердую систему, обязательный объезд районов руководящими работниками центрального аппарата (наркомами, зам. наркомов, членами коллегии), с тем, чтобы обеспечить наиболее тесную связь, квалифицированный инструктаж и разрешение на месте целого ряда серьезных и конкретных вопросов, стоящих перед районами. Нужно усвоить, что осуществление директивы ЦК и съезда об укреплении районов не может быть ограничено лишь теми небольшими мерами, которые проделаны в отношении районов. Промедление, недооценка значения вопроса об укреплении конкретного руководства районами—должны самым решительным и беспощадным образом осуждаться, как явно право-оппортунистический подход к разрешению важнейшей директивы нашей партии. Предстоящая подготовка к перевыборам советов должна быть максимально использована для решительного поворота и оживления руководства центрального партийного п советского аппарата местами и укрепления районов—основного звена социалистического строительства деревни. Укреплением кадрами, усилением руководства районами нужно обеспечить дальнейшее повышение боеспособности парт, организации, советского аппарата районов для усиленного социалистического наступления, для осуществления сплошной коллективизации и ликвидации, на этой базе, кулака как класса. А Казавковский.