БЕРЛИН, 13. (Т) Сегодняшнее от- крытие рейхстага имело характер первостепенного политического события. Зал заседаний, трибуны для представителей печати и
Тов. Торглер. посетителей переполнены, Улицы, ведущие к рейхстагу, напоминали военный лагерь. Тысячи полицейских беспрерывно разгоняли толпу.
По соглашению всех партий, от национал-социалистов (фашистов) до социал-демократов, на первом заседании рейхстага должны были ограничиться проверкой списков избранных депутатов, выборы же президиума предполагалось отсрочить до 15 октября. Завтрашний день должен быть посвящен переговорам лидеров фракций, ибо до сих пор не удалось придти к соглашению о составе президиума. В одном пункте все партии, от национал- социалистов до социал-демократов, уже сошлись, а именно в том, чтобы не допустить в президиум коммуниста, несмотря на то, что ком- фракция является по своей численности третьей фракцией в рейхстаге. В соответствии с этим, уже на сегодняшнем заседании председатель Герольд (член партии центра, который по старшинству вел сегодняшнее заседание) назначил временными секретарями заседания 4 депутатов, в число которых не вошел ни один национал-социалист и ни один представитель компартии.
Национал-социалисты (фашисты) старались использовать сегодняшнее заседание для выступлений, рассчитанных на театральный эффект. Они явились в зал заседания в форме «штурмовых отрядов», (боевых отрядов национал-социали- стической партии) — коричневые рубашки и повязки с фашистским знаком. При появлении своих лидеров, национал-социалисты вскакивали с мест с поднятой по-фашистски правой рукой и приветствовали их возгласами: «Да здравствует Гитлер». Все эти оперные жесты национал-социалистов встречались гомерическим смехом на скамьях коммунистов .которые при проверке мандатов встречали фа- милии известных врагов и предателей рабочего класса остро отточенными репликами, метко попадавшими в цель.
После этой проверки Комфракция предприняла атаку, которая блестящим образом разоблачила роль национал-социалистов, как лакеев капитала, готовых на всякое предательство, даже на отказ от собственных лозунгов предвыборной кампании для того, чтобы получить министерское кресло. Представитель комфракции Торглер внес предложение, чтобы следующее заседание рейхстага состоялось завтра, а не 15 октября, и чтобы на этом заседании немедленно приступили к обсуждению следующих коммунистических предложений: во. первых, вотум недоверия правительству Брюннинга, во-вторых — аннулирование декретов, выпущенных правительством Брюннинга на основании параграфа 48, в-треть- их прекращение репарационных платежей по плану Юнга, в-четвертых — отмена изданного Зеверин- гом запрещения союза красных фронтовиков и других революционных пролетарских организаций, в-пятых — единовременное пособие на зиму для безработных, в-шестых —устранение арбитражной системы и в-седьмых — аннулирование решения арбитражного суда о сокращении зарплаты берлинских металлистов на 8 проц.
Торглер под возгласы одобрения со скамей коммунистических депутатов указывает на то, что для всех буржуазных партий, от национал-социалистов до социал-демократов, закулисные торги за распределение мест в президиуме являются более важными, чем обсуждение вопросов, имеющих жизненное значение для рабочего класса. Речь Торглера произвела громадное впечатление.
Национал-социалисты выдвинули своего лидера, министра внутренних дел Тюрингии—Фрика, для того, чтобы объяснить, почему, по мнению национал-социалистов, обсуждение коммунистических предложений не является срочным. Однако, появление Фрика на трибуне вызвало бурю негодования среди коммунистических депутатов. Беспрерывно раздавались возгласы: «Лакей Юнга, министр предпринимателей». Фрик должен был уйти с трибуны, не сумев сказать ни одного слова.
Перед сплоченными рядами коммунистических депутатов «коричневые рубашки» оказались совершенно беспомощными. Но национал-социа- листам пришлось еще показать свое истинное политическое лицо.
При голосовании вопроса о том, должны ли коммунистические предложения обсуждаться уже завтра, национал-социалисты вместе с другими партиями, вплоть до социал- демократов, голосовали против. Затем председатель поставил на голо- сование вопрос, подлежит ли обсуждению предложение коммунистической фракции на следующем заседании рейхстага- В первый момент поднялись за это предложение только коммунисты. Единый фронт от Гильфердинга (лидер социал-демократов) до Штрассера (лидер отколовшейся от национал- социалистов группы) остался сидеть на местах, но вдруг неожиданно Гугенберг подал знак и моментально весь правый фронт национал-социалистов и националистов начал подниматься со своих мест. Эта несогласованность правых вызвала всеобщий смех, ибо ярко продемонстрировала, кто фактически командует национал-социалистами и с какой целью национал- социалисты и националисты голосовали за предложение коммунистических депутатов. Гугенберг подал знак голосовать за коммунистическое предложение только после того, как убедился, что никакая другая партия за них голосовать не будет и что голоса национа- листов и национал-социалистов не создадут большинства за коммунистическое предложение. Обсуждение коммунистического предложения отвергнуто, ибо против него голосовало большинство буржуазных партий и социал-демократы.
Перед закрытием заседания ком- депутат Пик провозгласил трехкратный «Рот фронт» в знак солидарности с берлинскими металлистами, подхваченный всеми коммунистическими депутатами. В начале заседания комдепутат Торглер внес предложение об освобождении арестованного полицией за несколько дней до открытия рейхстага ком- депутата Маддалена, а также предложение увести полицию из прилегающих к рейхстагу улиц и с трибун парламента. Первое предложение было принято, а второе не голосовалось ввиду того, что националисты и партия центра выступили с протестом против его обсуждения.
Первое заседание рейхстага закончилось крупным политическим успехом комфракции, которая всецело захватила политическую инициативу в свои руки и блестяще разоблачила предательскую демагогию национал-социалистов и социал-демократов. Национал-социалисты, которые вошли в зал заседания с жестом триумфаторов, к концу заседания имели очень жалкий вид. Социал-демократические депутаты все время сидели молча и ограничились лишь тем, что вместе с другими буржуазными партиями, вплоть до национал-социалистов, голосовали против всех коммунистических предложений.
Во время заседания рейхстага группа национал-социалистов (фашистов) в близ лежащих улицах и в центре города напала на ряд универмагов, кондитерских и банков и разбивала окна. Ранено несколько прохожих. Волнения продолжались до позднего вечера.
БЕРЛИН, 13. (Т). Парламентская фракция националистов постановила внести вотум недоверия правительству Брюннинга. Такого рода предложения уже внесены были ра нее коммунистами, а также национал-социалистами. Таким образом, только социал-демократы могут предотвратить падение кабинета Брюннинга. В политических кругах не сомневаются, что социал-демо- краты готовы придти на помощь кабинету Брюннинга, ибо между правительством и социал-демократами достигнуто вполне определенное соглашение по этому поводу. Фракция партии центра в прусском ландтаге вчера постановила не голосовать за предложение, внесенное другими партиями, о роспуске прусского ландтага. Это решение не явилось неожиданным, ибо, как известно, сохранение коалиции с социал- демократами в прусском правительстве предусмотрено соглашением партии центра с социал-демократами.