НАШ БЮДЖЕТ И НАШИ ЗАДАЧИ

Правительством РСФСР еще в середи­не августа были утверждены контроль­ные цифры бюджета Татарской респуб­лики на 1930-31 г. Ведомства, городские, сельские советы и районные исполкомы уже приступили к составлению бюдже­тов в территориальном разрезе. Бюджет­ная кампания этого года будет иметь ог­ромное значение. От успешного проведе­ния этой кампании в значительной сте­пени будет зависеть выполнение плача хозяйственного и культурного строитель- ства третьего года пятилетки. Уже толь­ко одно это обстоятельство, помимо ряда других особенностей, характерных для новой бюджетной кампании, определяет степень ответственности, которая воз­лагается на советские финансовые орга­ны в этой области.

Какие наиболее существенные момен­ты, вытекающие из задач реконструктив­ного периода, должны быть положены в основу бюджетной работы?

Первое и основное, это подведение прочной финансовой базы, обеспечива­ющей полноту выполнения всех намечен­ных мероприятий на третий год пятилет­ки. Под этим углом зрения должна про­водиться напряженнейшая работа, начиная от республиканских органов и кончая сельскими советами, по мобилизации всех внутренних возможностей, изысканию но. вых налоговых и неналоговых источни­ков дохода.

Вторым, не менее важным, условием, обеспечивающим успех новой бюджет­ной кампании, является умение правиль­но и целесообразно распределить сред­ства по отдельным видам расхода. Здесь необходимо тщательно проверять целе­сообразность и эффективность каждою отдельного расхода, максимально избе­гать ненужных расходов и излишеств по административно-хозяйственным расхо­дам. Каждый советский рубль должен дать наибольший эффект в деле удо­влетворения хозяйственно-культурных потребностей трудящихся масс.

Следует с особым вниманием относить­ся к хозяйственно - производственным расходам»*, особенно по местной промыш­ленности, сельскому хозяйству и комму­нальному благоустройству, направляя средства по тем каналам, которые дают наиболее быстрый хозяйственный эф­фект в деле переустройства нашего хо­зяйства и удовлетворения первоочеред­ных нужд трудящихся.

Нужды народного образования, в свя­зи с проблемой кадров, и особенно с осуществлением плана всеобщего обяза­тельного обучения — этого важнейшего участка культурной революции, должны занимать центральное место во всех на­ших бюджетах; здесь необходимо сугу­бое внимание к расходам на обучение батрацко-бедняцких детей, на создание необходимых материальных условий для них (помощь питанием, одеждой, квар­тирой и т. д.).

В области установления заработной платы отдельным группам работников прежде всего необходимо обеспечить те минимальные размеры ставок, кои уста­новлены постановлением правительства от 10\VIII для отдельных категорий спе­циалистов, и полностью обеспечить все льготы для специалистов, работающих в сельских местностях (учителей, агро­номов,врачей и т. п.). В отношения остальных категорий работников следует руководствоваться ставками, установлен­ными Наркомтрудом, учитывая при этом недопустимость снижения ставок работ­ников, перебрасываемых из кантонов и районов.

Укрепление низового советского аппа­рата. в частности сельских советов, осо­бенно в связи с районированием, приоб­ретает особо важное значение. Поэтому, вопросу об установлении более повышен, ной зарплаты постоянным работникам сельских советов и тем самым обеспече­нии их наиболее выдержанными кадрами из бедняцко-середняцких слоев должно быть уделено сугубое внимание.

Вот те основные отправные точки, из которых Наркомфин исходит при- уста­новлении контрольных цифр для отдель­ных отраслей хозяйства и территориаль­ных бюджетов.

Общий объем бюджета ТР по предвари­тельным подсчетам определяется в раз­мере 59.940 тыс. рублей, что дает рост против бюджета 1923-30 года на 42 про­цента. Доходная часть этого бюджета слагается из следующих основных ис­точников:

Мести доходи.....................................

В том числе отчисления от прок. Твердые госвоспособления . . . .

I) т. ч. от с/х пат..................................

От промналога

От подоход. налога............................

Проч поступления .............................

В т. ч. самообложение........................

Итого

Как видно из этой таблицы, рост местных доходов запроектирован доволь. но напряженно — в 27,2 процента, тогда как средний рост местных доходов по автономным республикам на 1930-3) год составляет 13,4 процента, а по РСФСР 19,6 процента.

Отчисление от прибылей промышлен­ности — в 3,8 м. р. было запроектирова­но, исходя из промфинплана местной трестированной промышленности, пред­усматривавшего значительное повыше­ние количественных и качественных по­казателей. Однако, работа промышлен­ности за 11 месяцев, давшая значитель­ное недовыполнение этих показателей, не обеспечивает такой суммы прироста. Фактическое отчисление от прибылей промышленности в бюджет по данным за 11 месяцев определится в размере 1,6-1,7 м. р. Но этот пробел будет заполнен про. ведением новой налоговой реформы, предусматривающей отчисление от при­былей промышленности в бюджет не только за прошлый, но и за текущий хозяйственный год.

Следует отметить, что при общем ро­сте твердых госвоспособлений на 41 процент, мы имеем снижение сельскохо­зяйственного налога почти на 13 про­центов; снижение подоходного налога, в связи с сжатием частного рынка и рост пром. налога на 20,7 процен­та, что предопределяется ожидаемым значительным ростом товарооборота в будущем году.

Значительное увеличение прочих по­ступлений объясняется, главным образом, включением в бюджет суммы, собирае­мой по самообложению, которая должна проходить по сельским бюджетам. Вклю­чение сумм самообложения в бюджет даст значительное улучшение как в рас­ходовании этих средств, собираемых ис­ключительно по постановлению сельских собраний, на удовлетворение культурно- бытовых нужд самого крестьянского на­селения, так и в установлении правильной отчетности и контроля. Но это вовсе не означает, что эти средства могут рас­ходоваться на нужды, не предусмотрен­ные решениями сельских сходов; здесь необходимо сельским советам, рикам и финансовым органам строго следить за точным и безоговорочным выполнением закона о самообложении.

Выполнение доходной части бюджета целиком и полностью лежит на ответ­ственности финансового аппарата. Обес­печение своевременного поступления всех намеченных доходов будет зависеть от успешной работы всех советских, фи­нансовых органов, начиная от Нарком­фина, городских и райфннотделов

  1. Адм.-суд. расходы . . В т. ч. сов. и исполк.
  2. Соц. культура. . . .

В т. ч. на ода. образов. В т. ч. здравоохран. .

  1. Хоз.-произв расх.

В т. ч. сель. хоз-во , .

  1. Проч. расходы . . .

Итого

Анализируя эти цифры, прежде всего следует остановиться на некоторой ка­жущейся чрезмерности роста админи­стративно-судебных расходов. Но этот рост административных расходов, глаз­ным образом, обусловливается необхо­димостью укрепления низового совет­ского аппарата, что особенно важно в связи с ликвидацией кантонов и созда­нием новой районной системы. В об­щей сумме прироста в 2 м. р., 1,8 м. р. обращается на расходы советов и ис­полкомов, в том числе 1,2 на сельские советы. Наряду с повышением ставок ра- ботникам сельских советов до 35-47 руб в зависимости от категорий, вместо 25-35 рублей в прошлом году, предусматри­вается особый институт делопроизводителей-счетоводов для сельсоветов с са­мостоятельными бюджетами. Число сель­советов с сельскими бюджетами имеется в виду довести до 1.500, вместо 700 в прошлом году.

Обращает на себя внимание более зна­чительный рост по группе социально- культурных расходов. Удельный вес этих расходов, получивший снижение в бюд­жете 1929-30 года, по сравнению с преды­дущим, поднимается с 51 процента до 55,7 проц. Прирост ассигнований более 9 м. р. на народное образование и 2 м. р. на здравоохранение, в целом по группе со­ставляет 50,9 процента, при среднем при­росте в 45 процентов по РСФСР. В хо­зяйственно - производственных расходах следует отметить, что взаимоотношения бюджета с промышленностью и комму­нальным хозяйством строятся на началах нейтрального сальдо. Все, что берется чая сельскими советами. Всем финработ­никам нужно решительно отбросить вся­кие разговоры о напряженности доход­ной части, ссылки на объективные при­чины и т. д., а с полным сознанием свое­го долга и ответственности приняться за выполнение и перевыполнение контроль­ных цифр, выявляя и охватывая доходы до малейших источников.

Контрольные цифры по расходам пред- ставляют собой следующую картину:

42198,0 59940,0

в бюджет в порядке отчислений от при­былей, вкладывается обратно, а промы­шленности из бюджета дается больше на 0,5 м. р., чем она отчисляет в бюд­жет.

Расходы на сельское хозяйство в этом году растут более интенсивно, чем в прошлом, получая прирост в 53,5 проц. с доведением удельного веса этих расхо­дов в бюджете до 10 проц.

Рост нового бюджета, по сравнению с текущим годом, определяется в раз­мере 42 проц., доходя до среднего по автономным республикам и превышая средний рост по РСФСР на 6,2 проц. Рас­ход на душу населения составляет 21 р. 61 коп., вместо 15 руб. 87 коп. в текущем году.

Все приведенные цифры говорят о том, что при правильном и целесообраз­ном расходовании намеченных бюдже­том средств мы в состоянии значительно повысить степень удовлетворения хозяй­ственно-культурных потребностей насе- ления, значительно опережая в темпе ро­ста средние нормы по РСФСР и тем са­мым на практике осуществляя политику подтягивания Татарской республики, как одного из отсталых национальных рай­онов.

Наркомфином уже даны на места контрольные цифры по отдельным бюд­жетам (республиканский, городской и районный), по этим дифференцирован­ным контрольным цифрам примерные об- емы бюджетов определяются так: рес­публиканский — 22,5 м. р., городской — 9,5 м. р. и районные — 26,5 м. р.

В целях повышения ответственности и усиления руководства периферией со стороны наркоматов, им было поручено распределение контрольных цифр по рай­онам. Однако качество представленных материалов с полной очевидностью сви­детельствует о нашей неприспособлен­ности к руководству новыми районами. Это обстоятельство возлагает на районы особую ответственность по составлению районных бюджетов и необходимость тщательного изучения своего района, обоснования каждого расхода фактиче­скими данными, а также уточнения дохо­дов и выявления новых источников, ко­торые Наркомфином по отдельным рай-, онам учтены недостаточно полно.

Роль и ответственность районов в бюд­жетной работе усиливается еще тем, что в этом году значительно расширяются бюджетные права сельских советов включительно до утверждения сельских бюджетов и дачи заключений по сме­там учреждений, проходящим по рай- бюджетам. Число сельских бюджетов в этом году увеличивается более чем в два раза, охватывая до 75 процентов сель­ских советов.

Эта грандиозная работа может быть успешно проведена только при условии максимального усиления руководства со стороны финаппарата района и при са­мом широком вовлечении в бюджетную работу сельской общественности и всего колхозного и бедняцко-середняцкого ак­тива.

С другой стороны наркоматам следует сейчас же заняться тщательным изу­чением районов, состояния сети каждо­го отдельного района и быть готовым к активному участию в рассмотрения бюджета каждого района. Без активно­го и всестороннего участия Наркомпро- са, Наркомзема, Наркомздрава в рассмо­трении районных бюджетов и без пере­ложения значительной ответственности за районы на эти наркоматы немыслима нормальная бюджетная работа.

При распределении контрольных цифр и составлении бюджетов очень часто мы встречаем узко-ведомственный подход со стороны наркоматов. Наркоматы и от­дельные учреждения, зачастую увлека­ясь борьбой за повышение своего удель­ного веса в бюджете, оставляют в сто­роне наиболее важную часть работы — максимально экономное и целесообраз­ное расходование имеющихся средств и мобилизацию всех внутренних возможно­стей. Это в значительной степени проис­ходит потому, что в эту работу чрезвы­чайно слабо вовлекается общественность, очень часто сметы учреждений нарко­матов проходят мимо профсоюзов, ме­сткомов, экономсовещаний и т. д.

На практическое, а не формальное при­влечение всех этих органов и особен­но комиссий содействия РКИ нужно об­ратить самое сугубое внимание. Про­фессиональные органы должны интере­соваться не только размерами заработ­ной платы, а и существом каждого на­меченного расхода с точки зрения его эффективности и целесообразности.

В последние дни мы получили чрез­вычайно важное решение правительства Союза о перенесении начала хозяйствен­ного года с октября на январь месяц. Нечего и говорить о большом хозяй­ственном и политическом смысле этого решения, устраняющего существенные неувязки в прошлом вследствие несов­падения строительного сезона с хозяй­ственным подом. Но вместе с тем, это ре­шение возлагает на нас чрезвычайно большую ответственность в смысле не­медленной перестройки всей работы на ходу, приведения бюджета в соответ­ствие с этим решением.

Само собой разумеется, что цифры, приведенные в начале этой статьи, дол­жны подвергнуться существенным из­менениям и порядок бюджетной работы, намеченной в начале, также должен быть перестроен с таким расчетом, что­бы не позднее первого октября иметь уже оформленные бюджеты на октябрь- декабрь месяцы и не позднее 10 октября —контрольные цифры бюджета на но­вый 1931 хозяйственный год.

Имеющийся в нашем распоряжении чрезвычайно сжатый срок не позволяет нам откладывать этой работы ни на од­ну минуту. Наркомфином уже даны уста­новки для составления бюджетов на этот квартал. Мы считаем необходимым вклю­чить в этот бюджет все новые расходы, связанные с осуществлением плана все­обуча, подготовкой кадров, проведением декретированных ставок и районирова­ния, а остальные же намеченные меро­приятия по расширению сети, континген­та и норм расходов включить в конт­рольные цифры будущего хозяйственно­го года.

Исходя из этих основных положений, мы должны закончить составление рес­публиканского, городского бюджетов не позднее 28 сентября, а района — не позднее 5 октября и тем самым обес­печить. нормальную хозяйственную жизнь республики в предстоящем бюд­жетном квартале и с готовым финансо­вым планом встретить новый хозяйст­венный год.

К. Магдеев.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости