Правительством РСФСР еще в середине августа были утверждены контрольные цифры бюджета Татарской республики на 1930-31 г. Ведомства, городские, сельские советы и районные исполкомы уже приступили к составлению бюджетов в территориальном разрезе. Бюджетная кампания этого года будет иметь огромное значение. От успешного проведения этой кампании в значительной степени будет зависеть выполнение плача хозяйственного и культурного строитель- ства третьего года пятилетки. Уже только одно это обстоятельство, помимо ряда других особенностей, характерных для новой бюджетной кампании, определяет степень ответственности, которая возлагается на советские финансовые органы в этой области.
Какие наиболее существенные моменты, вытекающие из задач реконструктивного периода, должны быть положены в основу бюджетной работы?
Первое и основное, это подведение прочной финансовой базы, обеспечивающей полноту выполнения всех намеченных мероприятий на третий год пятилетки. Под этим углом зрения должна проводиться напряженнейшая работа, начиная от республиканских органов и кончая сельскими советами, по мобилизации всех внутренних возможностей, изысканию но. вых налоговых и неналоговых источников дохода.
Вторым, не менее важным, условием, обеспечивающим успех новой бюджетной кампании, является умение правильно и целесообразно распределить средства по отдельным видам расхода. Здесь необходимо тщательно проверять целесообразность и эффективность каждою отдельного расхода, максимально избегать ненужных расходов и излишеств по административно-хозяйственным расходам. Каждый советский рубль должен дать наибольший эффект в деле удовлетворения хозяйственно-культурных потребностей трудящихся масс.
Следует с особым вниманием относиться к хозяйственно - производственным расходам»*, особенно по местной промышленности, сельскому хозяйству и коммунальному благоустройству, направляя средства по тем каналам, которые дают наиболее быстрый хозяйственный эффект в деле переустройства нашего хозяйства и удовлетворения первоочередных нужд трудящихся.
Нужды народного образования, в связи с проблемой кадров, и особенно с осуществлением плана всеобщего обязательного обучения — этого важнейшего участка культурной революции, должны занимать центральное место во всех наших бюджетах; здесь необходимо сугубое внимание к расходам на обучение батрацко-бедняцких детей, на создание необходимых материальных условий для них (помощь питанием, одеждой, квартирой и т. д.).
В области установления заработной платы отдельным группам работников прежде всего необходимо обеспечить те минимальные размеры ставок, кои установлены постановлением правительства от 10\VIII для отдельных категорий специалистов, и полностью обеспечить все льготы для специалистов, работающих в сельских местностях (учителей, агрономов,врачей и т. п.). В отношения остальных категорий работников следует руководствоваться ставками, установленными Наркомтрудом, учитывая при этом недопустимость снижения ставок работников, перебрасываемых из кантонов и районов.
Укрепление низового советского аппарата. в частности сельских советов, особенно в связи с районированием, приобретает особо важное значение. Поэтому, вопросу об установлении более повышен, ной зарплаты постоянным работникам сельских советов и тем самым обеспечении их наиболее выдержанными кадрами из бедняцко-середняцких слоев должно быть уделено сугубое внимание.
Вот те основные отправные точки, из которых Наркомфин исходит при- установлении контрольных цифр для отдельных отраслей хозяйства и территориальных бюджетов.
Общий объем бюджета ТР по предварительным подсчетам определяется в размере 59.940 тыс. рублей, что дает рост против бюджета 1923-30 года на 42 процента. Доходная часть этого бюджета слагается из следующих основных источников:
Мести доходи.....................................
В том числе отчисления от прок. Твердые госвоспособления . . . .
I) т. ч. от с/х пат..................................
От промналога
От подоход. налога............................
Проч поступления .............................
В т. ч. самообложение........................
Итого
Как видно из этой таблицы, рост местных доходов запроектирован доволь. но напряженно — в 27,2 процента, тогда как средний рост местных доходов по автономным республикам на 1930-3) год составляет 13,4 процента, а по РСФСР 19,6 процента.
Отчисление от прибылей промышленности — в 3,8 м. р. было запроектировано, исходя из промфинплана местной трестированной промышленности, предусматривавшего значительное повышение количественных и качественных показателей. Однако, работа промышленности за 11 месяцев, давшая значительное недовыполнение этих показателей, не обеспечивает такой суммы прироста. Фактическое отчисление от прибылей промышленности в бюджет по данным за 11 месяцев определится в размере 1,6-1,7 м. р. Но этот пробел будет заполнен про. ведением новой налоговой реформы, предусматривающей отчисление от прибылей промышленности в бюджет не только за прошлый, но и за текущий хозяйственный год.
Следует отметить, что при общем росте твердых госвоспособлений на 41 процент, мы имеем снижение сельскохозяйственного налога почти на 13 процентов; снижение подоходного налога, в связи с сжатием частного рынка и рост пром. налога на 20,7 процента, что предопределяется ожидаемым значительным ростом товарооборота в будущем году.
Значительное увеличение прочих поступлений объясняется, главным образом, включением в бюджет суммы, собираемой по самообложению, которая должна проходить по сельским бюджетам. Включение сумм самообложения в бюджет даст значительное улучшение как в расходовании этих средств, собираемых исключительно по постановлению сельских собраний, на удовлетворение культурно- бытовых нужд самого крестьянского населения, так и в установлении правильной отчетности и контроля. Но это вовсе не означает, что эти средства могут расходоваться на нужды, не предусмотренные решениями сельских сходов; здесь необходимо сельским советам, рикам и финансовым органам строго следить за точным и безоговорочным выполнением закона о самообложении.
Выполнение доходной части бюджета целиком и полностью лежит на ответственности финансового аппарата. Обеспечение своевременного поступления всех намеченных доходов будет зависеть от успешной работы всех советских, финансовых органов, начиная от Наркомфина, городских и райфннотделов
- Адм.-суд. расходы . . В т. ч. сов. и исполк.
- Соц. культура. . . .
В т. ч. на ода. образов. В т. ч. здравоохран. .
- Хоз.-произв расх.
В т. ч. сель. хоз-во , .
- Проч. расходы . . .
Итого
Анализируя эти цифры, прежде всего следует остановиться на некоторой кажущейся чрезмерности роста административно-судебных расходов. Но этот рост административных расходов, глазным образом, обусловливается необходимостью укрепления низового советского аппарата, что особенно важно в связи с ликвидацией кантонов и созданием новой районной системы. В общей сумме прироста в 2 м. р., 1,8 м. р. обращается на расходы советов и исполкомов, в том числе 1,2 на сельские советы. Наряду с повышением ставок ра- ботникам сельских советов до 35-47 руб в зависимости от категорий, вместо 25-35 рублей в прошлом году, предусматривается особый институт делопроизводителей-счетоводов для сельсоветов с самостоятельными бюджетами. Число сельсоветов с сельскими бюджетами имеется в виду довести до 1.500, вместо 700 в прошлом году.
Обращает на себя внимание более значительный рост по группе социально- культурных расходов. Удельный вес этих расходов, получивший снижение в бюджете 1929-30 года, по сравнению с предыдущим, поднимается с 51 процента до 55,7 проц. Прирост ассигнований более 9 м. р. на народное образование и 2 м. р. на здравоохранение, в целом по группе составляет 50,9 процента, при среднем приросте в 45 процентов по РСФСР. В хозяйственно - производственных расходах следует отметить, что взаимоотношения бюджета с промышленностью и коммунальным хозяйством строятся на началах нейтрального сальдо. Все, что берется чая сельскими советами. Всем финработникам нужно решительно отбросить всякие разговоры о напряженности доходной части, ссылки на объективные причины и т. д., а с полным сознанием своего долга и ответственности приняться за выполнение и перевыполнение контрольных цифр, выявляя и охватывая доходы до малейших источников.
Контрольные цифры по расходам пред- ставляют собой следующую картину:
42198,0 59940,0
в бюджет в порядке отчислений от прибылей, вкладывается обратно, а промышленности из бюджета дается больше на 0,5 м. р., чем она отчисляет в бюджет.
Расходы на сельское хозяйство в этом году растут более интенсивно, чем в прошлом, получая прирост в 53,5 проц. с доведением удельного веса этих расходов в бюджете до 10 проц.
Рост нового бюджета, по сравнению с текущим годом, определяется в размере 42 проц., доходя до среднего по автономным республикам и превышая средний рост по РСФСР на 6,2 проц. Расход на душу населения составляет 21 р. 61 коп., вместо 15 руб. 87 коп. в текущем году.
Все приведенные цифры говорят о том, что при правильном и целесообразном расходовании намеченных бюджетом средств мы в состоянии значительно повысить степень удовлетворения хозяйственно-культурных потребностей насе- ления, значительно опережая в темпе роста средние нормы по РСФСР и тем самым на практике осуществляя политику подтягивания Татарской республики, как одного из отсталых национальных районов.
Наркомфином уже даны на места контрольные цифры по отдельным бюджетам (республиканский, городской и районный), по этим дифференцированным контрольным цифрам примерные об- емы бюджетов определяются так: республиканский — 22,5 м. р., городской — 9,5 м. р. и районные — 26,5 м. р.
В целях повышения ответственности и усиления руководства периферией со стороны наркоматов, им было поручено распределение контрольных цифр по районам. Однако качество представленных материалов с полной очевидностью свидетельствует о нашей неприспособленности к руководству новыми районами. Это обстоятельство возлагает на районы особую ответственность по составлению районных бюджетов и необходимость тщательного изучения своего района, обоснования каждого расхода фактическими данными, а также уточнения доходов и выявления новых источников, которые Наркомфином по отдельным рай-, онам учтены недостаточно полно.
Роль и ответственность районов в бюджетной работе усиливается еще тем, что в этом году значительно расширяются бюджетные права сельских советов включительно до утверждения сельских бюджетов и дачи заключений по сметам учреждений, проходящим по рай- бюджетам. Число сельских бюджетов в этом году увеличивается более чем в два раза, охватывая до 75 процентов сельских советов.
Эта грандиозная работа может быть успешно проведена только при условии максимального усиления руководства со стороны финаппарата района и при самом широком вовлечении в бюджетную работу сельской общественности и всего колхозного и бедняцко-середняцкого актива.
С другой стороны наркоматам следует сейчас же заняться тщательным изучением районов, состояния сети каждого отдельного района и быть готовым к активному участию в рассмотрения бюджета каждого района. Без активного и всестороннего участия Наркомпро- са, Наркомзема, Наркомздрава в рассмотрении районных бюджетов и без переложения значительной ответственности за районы на эти наркоматы немыслима нормальная бюджетная работа.
При распределении контрольных цифр и составлении бюджетов очень часто мы встречаем узко-ведомственный подход со стороны наркоматов. Наркоматы и отдельные учреждения, зачастую увлекаясь борьбой за повышение своего удельного веса в бюджете, оставляют в стороне наиболее важную часть работы — максимально экономное и целесообразное расходование имеющихся средств и мобилизацию всех внутренних возможностей. Это в значительной степени происходит потому, что в эту работу чрезвычайно слабо вовлекается общественность, очень часто сметы учреждений наркоматов проходят мимо профсоюзов, месткомов, экономсовещаний и т. д.
На практическое, а не формальное привлечение всех этих органов и особенно комиссий содействия РКИ нужно обратить самое сугубое внимание. Профессиональные органы должны интересоваться не только размерами заработной платы, а и существом каждого намеченного расхода с точки зрения его эффективности и целесообразности.
В последние дни мы получили чрезвычайно важное решение правительства Союза о перенесении начала хозяйственного года с октября на январь месяц. Нечего и говорить о большом хозяйственном и политическом смысле этого решения, устраняющего существенные неувязки в прошлом вследствие несовпадения строительного сезона с хозяйственным подом. Но вместе с тем, это решение возлагает на нас чрезвычайно большую ответственность в смысле немедленной перестройки всей работы на ходу, приведения бюджета в соответствие с этим решением.
Само собой разумеется, что цифры, приведенные в начале этой статьи, должны подвергнуться существенным изменениям и порядок бюджетной работы, намеченной в начале, также должен быть перестроен с таким расчетом, чтобы не позднее первого октября иметь уже оформленные бюджеты на октябрь- декабрь месяцы и не позднее 10 октября —контрольные цифры бюджета на новый 1931 хозяйственный год.
Имеющийся в нашем распоряжении чрезвычайно сжатый срок не позволяет нам откладывать этой работы ни на одну минуту. Наркомфином уже даны установки для составления бюджетов на этот квартал. Мы считаем необходимым включить в этот бюджет все новые расходы, связанные с осуществлением плана всеобуча, подготовкой кадров, проведением декретированных ставок и районирования, а остальные же намеченные мероприятия по расширению сети, контингента и норм расходов включить в контрольные цифры будущего хозяйственного года.
Исходя из этих основных положений, мы должны закончить составление республиканского, городского бюджетов не позднее 28 сентября, а района — не позднее 5 октября и тем самым обеспечить. нормальную хозяйственную жизнь республики в предстоящем бюджетном квартале и с готовым финансовым планом встретить новый хозяйственный год.
К. Магдеев.