К ВСЕСОЮЗНОМУ ПАРТСОВЕЩАНИЮ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Созыв ЦК ВКП(б) всесоюзного пар­тийного Совещания по народному образо­ванию и проведению областных, краевых и окружных совещаний местными коми­тетами партии — должны создать пере­лом во всем культурном строительстве. Совещание должно установить систему на­родного просвещения, наиболее соответ­ствующую напряженным темпам всего со­циалистического строительства, пересмо­треть построение аппаратов, наметить единый план работы всех просветитель­ных учреждений и организаций.

В настоящее время уже развертывает­ся дискуссия по вопросам народного об­разования. Если недавно высказывался ряд сомнений о возможности введения всеобщего обязательного начально­го обучения в ближайшие сроки, то в настоящее время ряд совещаний кон­статирует уже фактическое осуществле­ние в городах всеобщего обучения для первой группы школы и предлагает кон­кретный план повсеместного вве­дения обязательного обучения для пер­вых групп с осени 1930-31 года с охва­том всех детей 8 и 9-летнего возраста. Вопрос об осуществлении обязательности обучения в школе . четырехлетке уже не возбуждает сомнений. Одновременно с этим предлагается над четвертыми груп­пами наращивать пятые, затем шестые и седьмые, посещение которых делается обязательным для всех детей уже нахо­дящихся в школе. Таким образом, вместо обязательного четырехлетнего выдвигает­ся для всех городов обязательное семилетнее обучение, с рас­пространением последнего, в первую очередь, на обобществленный сектор земле­делия. Рядом со строительством семиле­ток проектируется охват краткосрочными школами всех переростков, не быв­ших еще в школах или не окончивших таковых.

Если прибавить к этому необычайно развиваюшуюся, перегнавшую все намечен­ные контингенты, ликвидацию неграмот­ности, можно сказать, что мы стоим на­кануне совершенного изживания не­грамотности взрослого и детского населения.

Спорные моменты, которые встанут пе­ред партийным совещанием, это — во­просы о дошкольном воспитании, нуле­вых группах и втором концентре И сту­пени. Необходимость распространения дошкольного воспитания, а затем и нуле­вых групп на всех детей трудящихся не возбуждает никаких принципиальных сомнений. Затруднения лишь материаль­ные и организационные. Совещанию при­дется установить, какими методами и в какой последовательности следует охва­тить дошкольным воспитанием детей раз­личных слоев трудящихся. Опыт до­школьного похода дает материал для практического решения вопроса.

Принципиальные разногласия возника­ют при решении вопроса о втором кон­центре школы II ступени, т. е. о 8, 9 и 10 группах. Следует ли поддерживать и далее профуклоны, улучшая внутреннюю постановку и социальный состав учащих­ся, или же, оторвав второй концентр от общего массива школ соцвоса, превра­щать его в одну из форм профтехнического образования — ФЗУ, профшколу

или техникум? В ряде районов Москвы вопрос решается в последнем направле­нии с прибавлением нулевой группы к се­милетней школе. На этом моменте долж­но заострить свое внимание всесоюзное совещание, взвесив результаты работы второго концентра, социальный состав учащихся, степень подготовленности к ВУЗ’у и т. п.

Следующим спорным вопросом являет­ся вопрос о пополнении ВУЗ’ов и В Т У 3 ’о в. Пополнение высших учеб­ных заведений кончающими рабфаки, курсы для взрослых и т. п. в настоящее время развилось особенно сильно.

Если к десятилетию существования ра­бочих факультетов высказывались сомне­ния, не являются ли рабфаки пережив­шей себя формой, то в настоящее время усиливающиеся темпы строительства, не­обходимость в пополнении кадров раз­вертывающихся отраслей производства, сделали необходимым удвоить коли­чество имеющихся рабфаков, крайне усилить и краткосрочную подго­товку в высшие учебные заведения. Та­ким образом, фактически требуется гораздо меньший контингент кончаю­щих те или иные типы средней школы для заполнения ВУЗ’ов и ВТУЗ’ов и де­лается более возможным пребывание в течение 2-3 лет на практической работе до поступления в ВУЗ окончивших сред­нюю школу.

Организационная сторона постановки ВУЗ’ов и ВТУЗ’ов, их комплектование, сроки обучения и т. п. после ряда партий­ных постановлений едва ли будут пред­метом обсуждения на конференции. Об­суждению, несомненно, подвергнется качественная сторона работы средних звеньев просвети­тельной системы — вопрос о по- литехнизации школы, о связи, с производством, об общественно - поли-

тической работе, о работе пионерских форпостов и комсомольских ячеек и т. п. Совещание не может не дать оценки качественйой работе школ соцвоса и проф-обра как со стороны политической на­правленности учащихся, так и со сторо­ны подготовки к работе по выбранной специальности.

Совещание должно с особой тщатель­ностью рассмотреть и по линии подго­товки кадров и по линии политико-про­светительных учреждений всю сеть су- существующих школ для взрослых и ввести в систему целый ряд возникаю­щих, остающихся до сих пор вне систе­мы.

Не менее серьезно должен быть прора­ботан вопрос о едином плане куль­турной работы. Совещание должно будет дать решительную директиву о прекращении распыления сил и средств, происходящему вследствие недостаточно планового строительства .наметить орга­низационную структуру, об’единяющую работу всех просветительных учрежде­ний. Отделы народного образования, культотделы профессиональных со­юзов, кооперация должны об’единить все силы и средства для выполнения еди­ного общего согласованного плана рабо­ты. После построения единого плана ра­боты каждая организация, сохраняя свою специфичность, осуществляет принятые на себя задачи. В то же время требование поголовного обслуживания масс, насыще­ния всей работы политическим содержа­нием вызывает напряженную работу по подготовке культурных кад­ров и выдвижению рабочих, батраков и бедняков на рабо­ту на культурном фронте. Ши­рокое использование методов культурно­го похода должно утвердить ряд новых методов и приемов и по созданию новых работников — типа культармейцев и поподходу к самым широким массам тру­дящихся.

Совершающаяся уже культурная рево­люция, пред’являя огромные требования к аппаратам народного обра­зования, ставит задачу реорганиза­ции и перестройки их для превращения в боевые органы, подлинные шта­бы культурной революции. Под этим уг­лом зрения и должно пройти обсуждение вопроса о реконструкции аппарата.

Совещание должно разрешить вопрос о формах, методах и темпе культурного строительства в колхозах и совхо­зах для скорейшего их превращения в хозяйственно - политические и культур­ные центры деревни.

Наиболее сложным вопросом повестки совещания явится вопрос о культурном строительстве в национальных об­ластях и республиках, а также среди на­циональных меньшинств. Наряду с вопро­сами ликвидации элементарной неграмот­ности и построения разнообразных уч­реждений на родном языке, встанет об­щий вопрос вовлечения всех отстающих в культурном отношении национально­стей в социалистическое строительство через повышение их национальной куль­туры.

Совещание должно дать указания, каким образом в дело культурного стро­ительства внести целый ряд уже испы­танных в области хозяйственного строи­тельства методов широкого выдвижения рабочих и крестьян, низовых работников, методов социалистического соревно­вания, ударности и т. п., чтобы, таким образом, повысить темпы культурной ра­боты, насытить ее политическим и про­изводственным содержанием и целиком поставить на службу социалистическому строительству,

Л. Менжинская.

­

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости