Созыв ЦК ВКП(б) всесоюзного партийного Совещания по народному образованию и проведению областных, краевых и окружных совещаний местными комитетами партии — должны создать перелом во всем культурном строительстве. Совещание должно установить систему народного просвещения, наиболее соответствующую напряженным темпам всего социалистического строительства, пересмотреть построение аппаратов, наметить единый план работы всех просветительных учреждений и организаций.
В настоящее время уже развертывается дискуссия по вопросам народного образования. Если недавно высказывался ряд сомнений о возможности введения всеобщего обязательного начального обучения в ближайшие сроки, то в настоящее время ряд совещаний констатирует уже фактическое осуществление в городах всеобщего обучения для первой группы школы и предлагает конкретный план повсеместного введения обязательного обучения для первых групп с осени 1930-31 года с охватом всех детей 8 и 9-летнего возраста. Вопрос об осуществлении обязательности обучения в школе . четырехлетке уже не возбуждает сомнений. Одновременно с этим предлагается над четвертыми группами наращивать пятые, затем шестые и седьмые, посещение которых делается обязательным для всех детей уже находящихся в школе. Таким образом, вместо обязательного четырехлетнего выдвигается для всех городов обязательное семилетнее обучение, с распространением последнего, в первую очередь, на обобществленный сектор земледелия. Рядом со строительством семилеток проектируется охват краткосрочными школами всех переростков, не бывших еще в школах или не окончивших таковых.
Если прибавить к этому необычайно развиваюшуюся, перегнавшую все намеченные контингенты, ликвидацию неграмотности, можно сказать, что мы стоим накануне совершенного изживания неграмотности взрослого и детского населения.
Спорные моменты, которые встанут перед партийным совещанием, это — вопросы о дошкольном воспитании, нулевых группах и втором концентре И ступени. Необходимость распространения дошкольного воспитания, а затем и нулевых групп на всех детей трудящихся не возбуждает никаких принципиальных сомнений. Затруднения лишь материальные и организационные. Совещанию придется установить, какими методами и в какой последовательности следует охватить дошкольным воспитанием детей различных слоев трудящихся. Опыт дошкольного похода дает материал для практического решения вопроса.
Принципиальные разногласия возникают при решении вопроса о втором концентре школы II ступени, т. е. о 8, 9 и 10 группах. Следует ли поддерживать и далее профуклоны, улучшая внутреннюю постановку и социальный состав учащихся, или же, оторвав второй концентр от общего массива школ соцвоса, превращать его в одну из форм профтехнического образования — ФЗУ, профшколу
или техникум? В ряде районов Москвы вопрос решается в последнем направлении с прибавлением нулевой группы к семилетней школе. На этом моменте должно заострить свое внимание всесоюзное совещание, взвесив результаты работы второго концентра, социальный состав учащихся, степень подготовленности к ВУЗ’у и т. п.
Следующим спорным вопросом является вопрос о пополнении ВУЗ’ов и В Т У 3 ’о в. Пополнение высших учебных заведений кончающими рабфаки, курсы для взрослых и т. п. в настоящее время развилось особенно сильно.
Если к десятилетию существования рабочих факультетов высказывались сомнения, не являются ли рабфаки пережившей себя формой, то в настоящее время усиливающиеся темпы строительства, необходимость в пополнении кадров развертывающихся отраслей производства, сделали необходимым удвоить количество имеющихся рабфаков, крайне усилить и краткосрочную подготовку в высшие учебные заведения. Таким образом, фактически требуется гораздо меньший контингент кончающих те или иные типы средней школы для заполнения ВУЗ’ов и ВТУЗ’ов и делается более возможным пребывание в течение 2-3 лет на практической работе до поступления в ВУЗ окончивших среднюю школу.
Организационная сторона постановки ВУЗ’ов и ВТУЗ’ов, их комплектование, сроки обучения и т. п. после ряда партийных постановлений едва ли будут предметом обсуждения на конференции. Обсуждению, несомненно, подвергнется качественная сторона работы средних звеньев просветительной системы — вопрос о по- литехнизации школы, о связи, с производством, об общественно - поли-
тической работе, о работе пионерских форпостов и комсомольских ячеек и т. п. Совещание не может не дать оценки качественйой работе школ соцвоса и проф-обра как со стороны политической направленности учащихся, так и со стороны подготовки к работе по выбранной специальности.
Совещание должно с особой тщательностью рассмотреть и по линии подготовки кадров и по линии политико-просветительных учреждений всю сеть су- существующих школ для взрослых и ввести в систему целый ряд возникающих, остающихся до сих пор вне системы.
Не менее серьезно должен быть проработан вопрос о едином плане культурной работы. Совещание должно будет дать решительную директиву о прекращении распыления сил и средств, происходящему вследствие недостаточно планового строительства .наметить организационную структуру, об’единяющую работу всех просветительных учреждений. Отделы народного образования, культотделы профессиональных союзов, кооперация должны об’единить все силы и средства для выполнения единого общего согласованного плана работы. После построения единого плана работы каждая организация, сохраняя свою специфичность, осуществляет принятые на себя задачи. В то же время требование поголовного обслуживания масс, насыщения всей работы политическим содержанием вызывает напряженную работу по подготовке культурных кадров и выдвижению рабочих, батраков и бедняков на работу на культурном фронте. Широкое использование методов культурного похода должно утвердить ряд новых методов и приемов и по созданию новых работников — типа культармейцев и поподходу к самым широким массам трудящихся.
Совершающаяся уже культурная революция, пред’являя огромные требования к аппаратам народного образования, ставит задачу реорганизации и перестройки их для превращения в боевые органы, подлинные штабы культурной революции. Под этим углом зрения и должно пройти обсуждение вопроса о реконструкции аппарата.
Совещание должно разрешить вопрос о формах, методах и темпе культурного строительства в колхозах и совхозах для скорейшего их превращения в хозяйственно - политические и культурные центры деревни.
Наиболее сложным вопросом повестки совещания явится вопрос о культурном строительстве в национальных областях и республиках, а также среди национальных меньшинств. Наряду с вопросами ликвидации элементарной неграмотности и построения разнообразных учреждений на родном языке, встанет общий вопрос вовлечения всех отстающих в культурном отношении национальностей в социалистическое строительство через повышение их национальной культуры.
Совещание должно дать указания, каким образом в дело культурного строительства внести целый ряд уже испытанных в области хозяйственного строительства методов широкого выдвижения рабочих и крестьян, низовых работников, методов социалистического соревнования, ударности и т. п., чтобы, таким образом, повысить темпы культурной работы, насытить ее политическим и производственным содержанием и целиком поставить на службу социалистическому строительству,
Л. Менжинская.