Инструкция имеет 8 разделов. Читая ее, невольно вспоминаешь тихий шелест древних саг о подвижничестве и доблести человеколюбия.
Эта инструкция о 8 добродетелях: характере, настойчивости, такте, нравственной силе, инициативе, бережливости, системе и дружелюбности.
Раздел о первой добродетели учит непогрешимости:
«Чистой жизнью и справедливый и ровным обращением внушайте уважение к себе».
«Настойчивость» рекомендует:
«Не падайте духом при неудаче, встречайте ее с улыбкой».
«Такт» — благоразумно дополняет: «Действуйте в трудных случаях так, чтобы все стороны были довольны».
Божественным, согласованным хором кричат «Нравственная сила», «Бережливость» и «Дружелюбность».
«3ная, что вы правы — действуйте решительно».
«Внушайте стремление к действию людям, которые колеблются поверить в вас».
«Не заслуживайте репутации скряги или недобросовестного человека».
«Будьте на дружеской ноге с каждым». Что это?! Оракул «счастья», вручаемый за пятачок попугаем странствующего шарманщика.?! Или, может быть, это ханжеские заповеди «братьев во Христе» — евангелистов или поучение миссионера каннибалам в Африке?! Или, может быть... Не ломайте голову, читатель! Это инструкция мастерам текстильной фабрики имени Ленина. Да, да! Инструкция так и начинается:
«Каждому мастеру необходимо иметь в виду следующее!.. Затем добродетели начинают поучать несчастных мастеров нравственной силе и такту.
Представляете картину: фабрика больна хроническим невыполнением промфинплана. А мастера, строго следуя божественной инструкции, расхаживают по цехам, «на дружеской ноге со всяким», включая, очевидно, в это число и рвачей, лодырей и разгильдяев, мастера блаженно улыбаются при виде производственных неполадок, ибо этому учит инструкция, и только о том заботится, как бы «все стороны остались довольны».
Что остается делать несчастным мастерам, подчиняющимся этой инструкции? С девственной стыдливостью им приходится закрываться от колдоговора, кодекса законов о труде, договора о социалистическом соревновании и директив партии о единоначалии.
Ибо эти документы в противовес классической инструкции приказывают мастерам явиться подлинными цеховыми организаторами яростной борьбы за промфинплан, организаторами борьбы, когда рабочие не с улыбкой, а со стиснутыми зубами преодолевают косность и техническую отсталость.
Ибо эти документы зовут не непримириримую борьбу с лодырями, рвачами и разгильдяями, подтачивающими мощь социалистической фабрики.
Ибо эти документы помня о нормальных товарищеских взаимоотношениях в цеху, приказывают каленым железом выжигать кумовство и панибратство, подменяющие ответственность за работу.
Ибо, наконец, эти документы призывают к подлинной бережливости, к социалистической «скупости», открывающей возможность накапливать новые фонды для быстрейшего выполнения пятилетки.
— Тише — скажут нам. Стоит ли волноваться... Инструкция написана в 1926 году.
— Да, стоит! — ответим мы. — Факт существования до сих пор этой инструкции неоспоримо свидетельствует о том, что коренная перестройка производства по новым социалистическим методам туго, с большим трудом проникает на текстильную фабрику.
Волноваться стоит. Ибо тем хуже, что эта инструкция празднует четырехлетний юбилей своего, замечательного существования.
Юпиус