Положение с подготовкой к введению всеобщего начального обучения угрожающее. Об этом говорят все сведения, поступающие с мест. Осуществление важнейшего мероприятия партии и правительства не поднято до сих пор на высоту массовой политической кампании. Широкие круги трудящихся масс слабо или совсем не вовлечены в практическую работу по всеобучу. Наркомпрос и местные отделы народного образования еще не перестроились таким, образом, чтобы стать подлинными штабами по руководству культпоходом за всеобще-начальное обучение, не мобилизовали на это дело все силы своего аппарата
Реальных результатов от принятого комсомолом шефства над всеобщим начальным обучением еще нет. Хозяйственные, профессиональные, кооперативные и другие общественные организации на деле продолжают оставаться в стороне от всеобщего начального обучения.
Слишком много было везде и всюду ссылок на соб’ективные условия», за которыми спрятана неспособность к боевой революционной работе. Порой можно наткнуться даже на полупренебрежительное отношение к совершенно точным и прямым партийным и советским директивам, словно эти директивы бросаются партией и советской властью на ветер, представляют собой «декларацию», не обязательную для «реальных политиков», для «практиков».
Таким образом на-лицо игнорирование всеобуча как «важнейшей задачи на ближайший период» (резолюция XVI партс’езда по отчету ЦК), топтание на месте вместо развертывания массовой политической кампании (как этого требует постановление ЦК от 25 июля), неверие в преодоление трудностей.
Все эти явления должны быть названы своим настоящим именем: они представляют собой совершенно нетерпимое проявление правого оппортунизма на практике. Вследствие этого основные подготовительные мероприятия к учебному году (учет детей и подростков, подыскание помещений для школ и общежитий,
своевременный их ремонт, подготовка педагогических кадров, организация снабжения детей бедноты обувью, одеждой и питанием) развертывается недопустимо медленными темпами.
Все это создает серьезнейшую угрозу срыва всеобщего начального обучения, срыва важнейшего исторического шага в развитии культурной революции. Необходимо принять срочные и решительные меры для обеспечения подлинно-революционных темпов по введению всеобщего обязательного обучения.
Решающим звеном, за которое необходимо взяться немедленно, дабы не сорвать важнейшее решение партии и правительства, несомненно надо признать организацию массового движения трудящихся за всеобщее начальное обучение, и прежде всего в деревне. В данном случае решающим звеном становится работа сельсовета, организация батрацко- бедняцких и середняцких масс, организация колхозных масс вокруг практической повседневной работы, обеспечивающей в конечном счете успех всего дела.
Между тем до сих пор не всюду организованы комитеты всеобуча при сельсоветах, а там, где они созданы, они не являются массовыми органами.
До начала нового учебного года остались буквально считанные дни. А между тем мы имеет такие возмутительные факты, что целый ряд районных партийных и исполнительных комитетов в отдельных краях и областях не обсуждал до сих пор конкретных планов введения всеобщего первоначального обучения.
Только немедленная перестройка всей работы на боевой и оперативный лад, только немедленное принятие риками и сельсоветами чрезвычайных мер в деле учета детей и подростков, в ремонте школьных зданий и оборудования, заготовке учебников и учебных пособий, получения необходимых кадров преподавателей — обеспечат своевременное начало учебного года и выполнение исторической задачи — введения всеобщего начального обучения.
Подготовку к введению всеобщего начального обучения необходимо органически связать с важнейшими хозяйственно-политическими задачами и использовать кадры работников, бросаемых на хлебозаготовки и осеннюю посевную кампанию также и для проверки хода всеобщего начального обучения.
Каждая партийная и комсомольская организация должна обсудить на ближайших своих собраниях практические задачи, стоящие перед ними в этой области. — Они, партийные и комсомольские ячейки, обязаны возглавить движение масс за всеобщее начальное обучение и организовать это движение.
Пионерскую и комсомольскую организации нужно немедленно поставить на ноги для практической работы по подготовке нового учебного года, по практическому проведению принятого комсомолом шефства над всеобщим начальным обучением.
Опыт московской культэстафеты с ее организацией масс, оперативной работой по различным разветвлениям культурного строительства, надо широко перекинуть за пределы Москвы, в первую очередь в сельские районы.
Постановление ЦК ВКП(б) говорит не только о приеме в первую группу всех детей 8, 9 и 10 лет по подавляющему большинству районов Советского Союза, но и об обязательности обучения всех неграмотных подростков от 11 до 15 лет и обязательном посещении школы учащимися всех групп. Отсев из школы, шедший до сих пор главным образом за счет детей бедноты и батрачества, должен быть ликвидирован.
В свете этих гигантских задач особенно внимательным и особенно чутким должно быть со стороны местных партийных и советских организаций отношение к советскому народному учителю. Решения партии и правительства о под’е- ме материального положения, об улучшении правового положения учительства должны быть точно выполнены всеми органами советской власти. Беспощадно должны караться нарушители революционной законности по отношению к сельскому
учительству. Волна искривлений линии партии по отношению к учительству, поднявшаяся в отдельных районах за последний год и приведшая к учащению случаев самого грубого нарушения прав учительства и к ухудшению его снабжения по сравнению с другими категориями сельских работников, создала среди учительства «демобилизационные настроения», вызвала в отдельных районах массовую подачу заявлений об уходе с работы и т. д.
Необходимо обеспечить немедленный перелом в положении учительства, что* бы не только сохранить наличные педагогические кадры, но и создать нормальные условия работы для тех новых 50.000 учителей, которые придут на работу в наступающем учебном году.
Вся партийно-советская печать должна коренным образом изменить свое отношение к вопросам всеобщего начального обучения. Сейчас уже нельзя ограничиваться тем, чтобы урывками агитировать за всеобщее начальное обучение. Печать должна перестроиться на освещение хода самой работы, ввести оперативные сводки этого важнейшего участка боевого фронта культурной революции. Тра вить негодные методы работы, бичевать конкретных носителей зла, показывать образцы лучшей работы — вот, что требуется от печати для того, чтобы поднять всеобщее начальное обучение на высоту важнейшей политической задачи.
Контрольные органы нашей партии также должны взять под бдительное наблюдение всю работу по проведению всеобщего обучения и привлекать к суровой ответственности всех виновников срыва всеобщего начального обучения.
Только таким образом, только боевыми темпами, организуя массы, только беспощадно борясь с оппортунизмом и разгильдяйством, мы добьемся осуществления этой величайшей задачи, — введем всеобщее начальное обучение в намеченный срок и этим сделаем гигантский шаг вперед в строительстве социализма.
«Правда», 21 августа (по радио)