Кооператоры не готовятся по-боевому к быстро приближающейся весне, к организации огородного хозяйства. С месяц назад при Татнаркомторге собирались кооператоры: одни пришли с широковещательными планами огородничества, другие—с пустыми руками.
Прошел месяц. Но на-днях на совещании при ТНКТорге обнаружилось, что коопчиновники попрежнему благодушествуют.
Татсоюзу известно, сколько будет у него земли для посева овощей, запасен кое-какой инвентарь, несколько лошадей, есть «надежда» получить частицу семян.
Но все это «журавли в небе». За Татсоюзом забронировано 600 тонн селенного картофеля, а надо еще 120 тонн, да 250 тонн просят сельские потребительские общества. Об этих семенах ведется ведомственная переписка.
Месяц назад татсоюзовские огородники говорили, что они непременно приобретут для обработки земли под огороды 100 лошадей, 4 трактора. Лошадей пока что только 35, о тракторах ничего не слышно,—может быть, получат, а может быть, и нет. Инвентарь полностью не запасен, в руках одни лишь копии заявок. Неясным остается вопрос о рабочей силе и специалистах.
Водники ограничились «разработкой» фантастических планов. Где, сколько, чего будут сеять? Неизвестно. Ни семян, ни инвентаря, ни тяговой силы нет. Дело ограничивается заявками. Надо, например, 25 лошадей, имеют пока 3. Специалистов-огородников нет и не знают, где их достать.
Есть-ли деньги? Собирают авансы с членов кооператива, но еще не собрали. Б общем, финансовой базы никакой.
Нет еще огородов, а уж водники мечтают об организации своей фермы за 70 верст от Казани. Надо думать об овощах, водники собираются сеять овес, подсолнух, пшеницу.
О КЦРК не приходится говорить. Он в этом году отказался от устройства огородов. Бее свои взоры направил он на Татсоюз, связав себя с ним договором на контрактацию, не давши, кстати сказать, необходимых денег на это.
Под сурдинку действуют железнодорожники. По издалека идущим слухам, они «предполагают» получить где-то 350 гектаров земли. Б Алатыре, в Агрызе, в Юдине? Покрыто мраком неизвестности.
Инвалидное товарищество «Сельхозпродукт» наладило бы свое огородничество, да денег нехватает. На февраль и март надо 30 тысяч, а в кармане 2.500 р. и «обещание» Коопинсоюза на 4.000 руб.
Хотели инвалиды получить несколько парников, принадлежавших раньше частнику, и ничего не получили. Имеют 400 парников, но это—капля в море.
Сельхозпродукту надо 4.700 пудов семенного картофеля, пока лее нет ни пуда. Коопинсоюз посылает в Татсоюз, Татсоюз—в Коопинсоюз.
Организовалась в Казани трудовая артель «Красный огородник», в состав артели входят рабочие, поддержки же артель не встречает. В Наркомторге па артель смотрят косо: .
— Кто вас организовал? Надо ваше хозяйство передать в Татсоюз.
У артели огромнейшее парниковое хозяйство—8.000 рам. Надо их сейчас набивать, набито всего лишь 1.000 рам. Члены артели—люди материально необеспеченные. Из-за этого некоторые члены уходят из артели. У «Красного огородника» 10 лошадей, кормить их нечем. Просили в НКТорге овса—получили отказ.
Итак, планы кооператоров пестрят цифрами, но нет ничего ясного, точного, твердого.
Н. Соколов.