1—„МОЯ ННЦИЯ ЛУЧШЕ ДРУГОЙ"...
Теперешняя школа соцвоса окончательно выпала из общей системы нашего культурно-экономического развития. Все реже и реже раздаются голоса защиты по адресу школы—«единой трудовой» по названию, а по существу «советизированной» гимназии.
С той или иной степенью решительности отдельные органы просвещения перестраивают начальную систему на-родного образования по принципу под-линного политехнизма, по принципу решительного отказа от словесных методов преподавания, по принципу дей-ствительного приспособления первых ступеней подготовки кадров к требованиям реконструктивного периода. У нас в ТР в этом отношении сделано непростительно мало. Почти ничего не сделано.
Школы фабрично-заводского ученичества терйят многочисленные невзгоды, и даже вопрос о помещении нередко определяет работу ФЗУ и качество подготавливаемых ими кадров квалифицированных рабочих.
Школа-девятилетка продолжает фабриковать армию «культурных безработных», не давая им не только какой-либо квалификации, не только действительных трудовых навыков, но и в значительном ряде случаев даже элементарной зарядки коммунистического воспитания.
28 февраля т. г. в органе ячейки ТНКПроса и Казанского Дома Рабпрос «За боевой темп» помещена заметка т. Николаева «С общественно-политическим воспитанием в школах неблаго* получио». В этой заметке сообщаются результаты анкетно-анонимного обследования учащихся школ I ступени.
Было обследовано 347 учащихся четвертых групп девяти разных школ. Материалы обследования никаких ярких отрицательных фактов не приводят. Они сухо в процентном отношении отмечают количество детей, которым школа ровным счетом ничего не дала, чтобы подготовить их к активному творческому участию в социалистическом строительстве. Мало того:
— В бога верят 40 чел., сомневаются—84. «Борьба с религией не нужна»,— так ответил в анкетах 51 ученик.
— Не лучше обстоит дело с интерна-циональным воспитанием. Отрицательное отношение к евреям у 14 учеников. 23 ученика высказались против Татарской республики. 5 чел. заявили, что их национальность лучше других, а 197 чел. заявили, что китайцы, поляки и англичане—наши враги..:
В чем же дело? Как это происходит, что школа не только не противопоставляет здоровое коммунистическое начало разлагающему влиянию обывательской семьи, но и оказывается бессильной бороться с враждебными проявлениями, бессознательными носителями которых являются учащиеся?