МЕТОДОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ ПОДНИМЕМ МАССЫ НА БОРЬБУ С БЕСКУЛЬТУРЬЕМ!

ПОРЕВНОВАТЬ В БОРЬБЕ ЗА ГРАМОТУ

Зрительный зал Вахитовского клуба. Серьезные, в большинстве пожилые лю- ди, пришли сюда, чтобы единой, организованной силой ударить по слабому месту на фронте культурной революции.
Пять крупнейших заводов и фабрик: 1М. Вахитова, Ленинская, 1 и 2 меховые, красный Восток» — прислали своих представителей обсудить и заключить договор о скорейшей ликвидации неграмотности на заводах, договор социали-стического соревнования.
Заседание собрало около 400 человек рабочих — русских и татар.
Представители фабрик и заводов рассказывают о ходе ликвидации неграмот-ности на местах.
От Вахитовского завода говорит тов. Салмин:
— Всего на заводе неграмотных, мало-грамотных и неграмотных по яналифу — 292 человека, из них по яналифу — 55, русских — 145, татар — 92. 30 человек русских и 30 татар — новые рабочие, школы еще не успели их охватить.
Большим тормозом было отсутствие помещения для занятий ликбеза, но теперь с величайшим трудом отвоеваны у клуба две комнаты.
На меховой фабрике № 1 условия лик-видации неграмотности тяжелы. Рабочие мало еще организованы, кроме того, рассеяны по всему городу и зачастую не имеют физической возможности успеть на занятия. Не прекращается также приток новых рабочих. Трудно будет меховой соревноваться с таким заводом, как Вахитовский. Кружок существует только с декабря, но кое-какие достижения есть. Всего охвачено 198 неграмотных и мало-грамотных, из них 151 чел. татар, остальные — русские. 10 малограмотных уже обучено. Плохо то, что занятия нерегулярны.
Тов. Кузьмина со 2-й меховой сообщает:
— 30 человек обучается по-русски, 71— по яналифу. За последнее время, в связи с отстройкой нового помещения столовой, посещаемость увеличилась и улучшилась работа кружков. Договор меховая принимает, но с поправками: считает нецелесообразным выпуск единовременной стенной газеты, посвященной работе по ликвидации. Лучше отвести уголок в фабричной многотиражке.
Выступает тов. Майорова с Ленинской фабрики, учащаяся в школе ликбеза. Она говорит о том, что при царском правительстве рабочие не имели возможности учиться. Теперь нужно взяться за ученье и на все 100 процентов выполнить договор.
Зачитывается договор.
Тов. Песков обрисовывает ту переделку, которая произошла в жизни. Но имеете с жизнью нужно переделаться и людям — груз неграмотности мешает двигаться вперед.
Тов. Комков вносит практические пред-ложения:
— вывесить списки неграмотных в цехах и сделать так, чтобы каждый старший рабочий или мастер следил за учебой и посещаемостью школы своими цеховыми рабочими.
После недолгих прений решено: внести предложения тов. Комкова в договор со-ревнования;
— произвести обследование рабочих семей, выявить неграмотных и охватить их учебой;
—собрать с обучающихся в фонд ин-дустриализации но 25 коп.
С поправками договор принят единогласно. О. Данюшевсхая.

СОВЕТСКОЙ ДЕТВОРЕ—СОВЕТСКУЮ КНИГУ
Детское население Казани до прошлого года обслуживалось одной лишь библиотекой, находящейся в центре города. Детвора рабочих районов не имела книг для чтения. С прошлого года открыта специальная детская библиотека в Заречьи и оживлена работа детского отделения 15-й библиотеки в Академической слободе. Однако, это ни в какой мере не удовлетворяет потребностей советской детворы.
С 1919 до 1922 года в Казани и пригородах было 15 детских библиотек, в 21-22 году при библиотечных курсах партшколы существовало особое отделение для подготовки детских библиотекарей. Была специальная коллегия по детским библио- текам и особый инструктор. Но из года в год ухудшалась и качественно и количественно работа с детским читателем. Нужно расширить сеть детских библиотек и начать планомерную подготовку кадров детских бибработников.
Кроме того, необходимо точно распределить функции уже существующих библиотек.
Школьные библиотеки хотят помочь в снабжении школьников книгой для вне-школьного чтения, оставляя без внимания учебники и пособия, за которыми те же школьники вынуждены обращаться в политпросветские библиотеки. Библиотекари школьных библиотек ведут работу не по своей прямой обязанности, не увязывают ее с общей работой детских библиотекарей. Получается неправильное расходование и так ограниченных средств, ненужный параллелизм и вредный разнобой.
В профсоюзных библиотеках совсем нет отдельных детских библиотекарей, работа с детьми (если только она есть) ведется библиотекарями, работающими со взрослыми. Здесь точно также никакой увязки с другими библиотеками нет. Существуют кое-где мелкие библиотечки в пионеротрядах и клубах, но как ведется работа там — никто не знает.
Еще не изжито тяготение молодых читателей к старой детской книге, к романтизму старого приключенчества и семейных добродетелей, еще не изжито недоверие к новой детской книге, но никакой серьезной работы в этом направлении нет. Необходим пересмотр методов продвижения новой книги в массы
Органы Наркомпроса, профорганизации, бюро юных пионеров должны сей !ас же договориться о создании единого ру-ководящего центра по работе и продвижению детской книги. А существующий кружок бибсовещаНия будет оказывать ему посильную помощь, опираясь на детскую общественность. Е. Нелидова.

НА МЕХОВОЙ ФАБРИКЕ №2 ЯЧЕЙКА ОДН СПИТ
На меховой № 2 — 547 рабочих: татар 200, русских 347. Неграмотных и малограмотных — 130 человек, из них обучается грамоте только 77. Посещаемость занятий со стороны неграмотных достигает 85 процентов. Повышению посещаемости мешают частые собрания.
Культбригада ТСПС, посетившая недавно фабрику, настаивает, чтобы в дни и часы занятий ликбеза не назначались другие собрания. Ячейка ОДН* спит до сих пор.О какой-либо пролитпросветрабо- те среди неграмотных фабричные организации и ке думали.
Бригада ТСПС.

ПОКА НЕ ПОЗДНО!..
В гужевой транспортной артели «Заречье» насчитывается до 300 человек членов — русских и татар. Большинство из них приехало из деревень и дало обязательство своим сельсоветам пройти в городе курсы ликбеза. Но в артели ни о какой культурной работе и не думают, даже читальни и газет нет. Посланному из города культурнику, скрепя сердце, назначили 35 руб. в месяц. Ясно, что при такой оплате работать очень трудно, и члены артели рискуют остаться неграмотными, тем более, что с наступлением весны многие из них разъедутся по своим деревням.

ВСЛЕПУЮ...
Общего плана по культпоходу и лик- безовской работе в Буинском КОНО днем с огнем не найдешь. По старым сведениям, в кантоне числится неграмотных. 5.345 человек, а сколько обучается — неизвестно.
Кантсовет ОДН существует,но не знает, сколько у него ячеек, какие Волкомы работают и что предпринято для организации новых ячеек ОДН. Что делается в волостях — КОНО не знает. Президиум КИК’а 12 декабря 29 года решил иметь платного секретаря по культпоходу, но это решение остается на бумаге. Регистрационный стол не в состоянии дать справку, когда и куда отправили литера-туру и всевозможные пособия.
-Бухгалтер не может восстановить, когда им заприходована по накладным вся прибывшая ценная литература, ибо заведующий КОНО и накладные взял себе «на память». Бегают, кружатся, но дельного ничего нет.
Л. Ситанов.

ТОЖЕ ЛИКВИДАТОРЫ...
На кожзаводе им. Ленина работа по ликвидации неграмотности никак не может наладиться. Ликвидатор Дубровин (студент Госуниверситета), никого не предупредив, дважды не являлся на занятия. Ученики после этого ходить перестали, и школа развалилась.
Другой ликвидатор — Макаров свою работу в школе поручил Измайлову. Этот тоже ничего не делает. Школа не работает. Попросили заводоуправление дать сведения о неграмотных, но вот уже месяц ни ответа, ни привета. Организовали комсомольскую бригаду для выяснения числа неграмотных по цехам, а что она делает — неизвестно. Марочная система не вводится, опять-таки по вине заводоуправления, не давшего точных списков рабочих. Сколько ни просили, — заводоуправление упорно молчит.
Надо покончить С таким преступно не-внимательным отношением к важнейшему участку культурного фронта.
А. Решетников.
(Рабочая бригада ТСПС).

КОГДА ЖЕ НАЛАДЯТ РАБОТУ?
Для работы по ликвидации неграмотности в Казани были созданы широкие кадры культармейцев и в помощь им приглашен ряд бюджетных работников ликбеза, которым было поручено содействие ликвидаторам методическими и организационными указаниями. Татоблпрос нашел необходимым выделить на эту работу также и членов своего союза. Было отобрано в ноябре 1929 года 260 человек.
Культштаб созвал собрание, на котором наметил ближайшие задачи ликбеза, но дело не двинулось. 30 декабря, на втором собрании рабпросовцев, выделенных на эту работу, наметили более конкретный план. Но и тут неладно: методисты нигде не могут достать адреса школ ликбеза. Так все попытки хотя бы отчасти наладить работу не увенчались успехом. Что же будет дальше?
С. Ферапонтов.

КООПЕРАЦИЯ В ПОМОЩЬ КУЛЬТПОХОДУ (Письмо из Чистополя)
В Муслюмкинской волости, где полностью коллективизированы батрацкие, бедняцкие и середняцкие хозяйства, потребительская кооперация решительно перестраивает свою работу. Муслюмкин- ским потребобществом организовано 7 школ по ликбезу на 208 слушателей (из них уже выпущено 34 чел.), шесть кооперативных кружков на 148 слушателей, 2 группы бедноты из 34 человек и т. д.
В школы и кружки вовлекаются главным образом батрачество и беднота. По-требительское общество устроило 2 красных и 2 кооперативных уголка.
На очереди организация книжного отдела с многочисленным штатом книгонош, но Татсоюз плохо снабжает книгами, и кружки работают с перебоями, а книжная торговля в ряде других потребобществ кантона замерла. Спрос колхозников на книгу не удовлетворяется. В книжной базе Татсоюза (Казань) нет самых необходимых книг по сельскому хозяйству и колхозному движению. Получается такое впечатление, что кантпро- свет Татсоюза всю низовку вместо книг снабжает циркулярами о том, как торговать книгами, какой при каждом книжном отделе иметь штат книгонош, и т. д.
Велик недостаток и в снабжении радио-принадлежностями н кинолентами.
Мы требуем от Татсоюза все это исправить и всю работу поставить на рельсы колхозного движения.
Инструктор

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости