В предстоящем строительном сезоне Казани понадобится в июле-августе, т. е. в самый разгар работ, около 15 тысяч стро-ительных рабочих.
Может ли быть покрыта эта огромная потребность? Доклад представителя биржи, заслушанный на-днях в Стройкоме, содержит ряд путаных и противоречивых цифр.
Первый сводный баланс, составленный несколько недель тому назад по заявкам строителей, исчислял потребность в сезонной рабсиле более чем в 17 тысяч. Н> при проверке некоторые заявки оказались явно преувеличенными.
Второй вариант сводного баланса снизил максимальную цифру до 12.300 человек, но и этот вариант имеет многочисленные дефекты. Потребность в рабочей силе будет развертываться скачками. В марте должно быть занято на стройке 2.760 рабочих, в апреле — 4.340, в мае — 7.700, в июне — 10.900, в июле — свыше 12.300.
Полную неразбериху представляет сводный план в той части, где биржа труда делает попытки оперировать с «конкретными цифрами». По подсчетам биржи, для Казани имеется в наличии 15.541 строительный рабочий. Сейчас занято на стройке 1.754. В разгар сезона будет ощущаться острый недостаток в квалифицированных строителях. Не хватит 1.057 каменщиков, 683 бетонщика, 1.020 землекопов, 502 арматурщика, 304 штукатура, 238 кровельщиков и т. д. Всего не хватает 5.862 квалифицированных рабочих.
В то же время из «наличного» количества строителей должен получиться неиспользованный остаток (избыток), превышающий 6.560 человек, из них чернорабочих — 5.473, мостовщиков — 591, печников — 112 и плотников 379 (?Г).
Правильность последней цифры — избыток 379 плотников — мы оставляем целиком на совести работников биржи труда. В прошлом году, когда строительство имело вдвое меньший размах, в разгар сезона в Казани не хватало около 1.500 плотников. Тогда стройку лихорадило. Отсутствие плотников резко задерживало темпы на всех участках. А теперь, вдруг, избыток? Даже один этот пример дает полное право взять под сильное сомнение качество и ценность всего «сводного, баланса». Этот пример также говорит, что биржа безнадежно запуталась в дебрях планирования рабочей силы, что она совершенно не справляется с боевой задачей снабжения ею строительства Казани.
Другой пример. При бирже труда существует междуведомственный совет, в обязанности которого входит активно со-действовать и помогать бирже в регулировании рынка сезонников. Между тем, председатель биржи труда т. Романов на заседании Стройкома заявил:
— Мы организовали чрезвычайную тройку. О существовании совета я узнал лишь несколько дней тому назад.
Поразительное явление! Ответственный работник биржи не знает о существовании совета. Правда, это «существование» было лишь на бумаге. Совет в составе 17 человек спал непробудным сном.
Этот пример лишний раз подчеркивает полную безответственность и беспомощность в работе биржи труда.
Пляска цифр продолжается. Некоторые стройорганизации забрасывают биржу новыми дополнительными заявками. Так, второй дорожный участок 18 февраля подал дополнительную заявку на 6.000 строителей. Это снова увеличивает общее количество "потребной рабсилы до 18.000 человек. «Второй вариант» идет на смар- ку. Потребуется третий...