выполнение ничтожное.
II пленуму 0К предстоит заслушать и обсудить доклад о задачах низового советского аппарата в связи с бурно развернувшимся колхозным движением.
Надо открыто признать, что на нынешнем этапе переустройства сельского хозяйства сельсоветы в своем большинстве оказались в хвосте колхозного строительства, не перестроили своей работы в соответствии с этой важнейшей задачей, колхозным строительством не руководят, недостаточно организуют батрацко-бедняцких и середняцкие массы вокруг задач укрепления колхозов и ликвидации кулачества, как класса.
До решений ноябрьского пленума ЦК существовало среди определенной части низовых партийных и советских работников мнение, что сельсоветы, как органы государственной власти, с переходом з районы сплошной коллективизации должны передать свои функции правлениям колхозов (Арский, Мензелинский кантоны). Это настроение практически находит свое отражение и сейчас — в отсутствии всякой работы но коллективизации со стороны большинства сельсоветов.
В основном же неуменье перестроить работу сельсоветов объясняется недостаточностью батрацко-бедняцкого влияния в сельсоветах, отсутствием подготовленных кадров, слабым руководством по линии советских и партийных органов.
Мы имели возможность за последнее время выявить ряд сельсоветов, которые явно или скрыто противодействуют колхозному строительству, срывают всякие начинания деревенского актива в этой области. В большинстве своем это сельсоветы, социальный состав которых невыдержан. Таких сельсоветов у нас в Татреспублике немало. По данным последней избирательной кампании, хотя мы и имеем значительные улучшения социального состава сельсоветов (увеличение процента батраков с 1,4 до 6,7, бед-няков с 29,2 до 45,2), тем не менее по отдельным районам и сейчас довольно значителен процент зажиточных в сельсоветах (Свияжский район: по 7 отдельным сельсоветам — 7 процентов) и даже есть лишенцы (Челнинский кантон). Проведение хлебозаготовок, сельхозналога, самообложения и друг, кампаний обнаружило ряд извращений классовой линии в работе сельсоветов и волисполкомов (К.-Устьинский, Кармалинский и Косте- неевский Волисполкомы, Челнинского к-на и т. д.).
Все это выдвигает перед руководящими партийными и советскими органами ТР неотложную задачу приспособить низовой советский аппарат к новым условиям, перестроить его работу в соответствии с задачами коллективизации. Пленум 0К должен наметить пути перестройки низового советского аппарата в условиях ТР.
Безусловно, одним из важнейших условий перестройки работы низовых советов является окончательное устранение среди отдельных партийных и советских работников «ликвидаторских» настроений в отношении сельсоветов. Основным содержанием работы сельсоветов и исполкомов в районах сплошной коллективизации отныне должно быть твердое руководство колхозами, усиление процесса по обобществлению, создание неделимых капиталов, участие в правильной организации труда, в составлении производственных планов колхозов, наблюдение за выполнением обязательств перед государством и т. д.
Надо в течение февраля и марта провести перевыборы всех советов и исполкомов, проявивших свою неспособность руководить колхозами, не перестроивших своей работы, искривляющих классовую линию, не умеющих организовывать бат- рацко-бедняцкие и середняцкие массы для борьбы с кулачеством и ликвидации его, как класса. В условиях ТР должны быть переизбраны полностью не менее 45 — 50 процентов сельсоветов, при чем новому их составу нужно обеспечить прелетарское руководство. Сдругой стороны, теперь же, в зимний период, необходимо шире развернуть чистку низового советского аппарата, мобилизовав вокруг этой задачи всю батрацко-бедняцкую и середняцкую массу деревни.
Коренная перестройка работы низовых советов требует подготовленных кадров: председателей сельсоветов, руководителей с.-х. производственными совещаниями, в первую очередь для районов сплошной коллективизации. Необходимо организовать заочное обучение по вопросам советского строительства, с охватом всех низовых советских работников и актива, особенно среди татар, создав на местах кружки заочного обучения.
У нас в Татреспублике чрезвычайно медленно идет подготовка квалифицированных работников по советскому строительству. Сейчас со всей настойчивостью выдвигается задача организации при одном из вузов отделения, которое подготовляло бы из татар специалистов по советскому строительству. Вместе с тем, необходимо организовать кабинет совстроительства, с привлечением к работе общественных, педагогических и научных сил. В задачи кабинета должно входить изучение работы советов и разработка мероприятий в национальных условиях.
Необходимо усилить пролетарское влияние на работу сельсоветов и обеспечить руководство их работниками, имеющими практический опыт. Для этого в ближайшее же время перебросить в сельсоветы рабочих из состава Казанского городского и Заречного районного советов и из других городских и поселковых советов Татреспублики.
До сих пор еще не достигнута правильность взаимоотношений сельсоветов и правлений колхозов. Сельсоветы в большинстве не уяснили своей роли, как высших органов власти. Правления колхозов, в свою очередь, часто не увязывают своей работы с сельсоветами. Уполномоченные по колхозному строительству, работающие в деревне, часто обходят сельсоветы, как органы власти, и обращаются непосредственно к общим собраниям граждан (сходам). Партийные и советские органы должны в ближайшее же время добиться правильных взаимоотношений и руководства со стороны сельсоветов правлениями колхозов. Надо решительно добиться, чтобы ни одно мероприятие колхоза не проходило помимо сельсовета.
Перестройка работы сельсоветов требует постоянного внимания и руководства партийных организаций. А у нас были случаи, когда организационно-инструкторский состав исполкомов привлекался на другую работу, переживал чрезвычайную текучесть и т. д. Необходимо обратить внимание на укрепление орг-инструкторского состава и усиление работы ‘ю инструктажу .В этих же целях мы считаем необходимым выдвинуть вопрос о введении института участковых инструкторов по сов. строительству в кан-тонах (один инструктор на две волости), в первую очередь, в районах сплошной коллективизации.
ЦИК СССР в решении от 25 января т. г. дал четкое определение прав и обязанностей сельсоветов в отношении колхозов. Это решение должно быть принято всеми местными организациями к строгому руководству. Исходя из него, в дальнейшем необходимо добиться организации сельбюджетов всеми сельсоветами в районах сплошной коллективизации. Опираясь на сельбюджеты, как материальную базу, легче будет проводить социалистическую переделку деревни.
Работа с беднотой, в особенности в районах сплошной коллективизации, приобретает особо важное значение. Директивы II сессии ТЦИК в этой области выполняются совершенно недостаточно. Группы бедноты при сельсоветах организованы не повсеместно. Экономическая помощь, защита интересов батрачества и бедноты и организационное обслуживание собраний и групп бедноты со стороны советов проводятся нерешительно. Партийные и советские организации в ближайшее время должны. создать при всех сельсоветах группы бедноты и развернуть работу с беднотой и батрачеством, в особенности по оказанию производственно-экономической помощи в весеннюю сельско-хозяйственную кампанию.
В работе низовых советов и исполкомов особое внимание должно быть обращено на борьбу с великодержавным шовинизмом, буржуазным национализмом и религиозным влиянием на культурно-отсталые слои населения. Надо принять решительные меры против всяких попыток направить работу сельсоветов по неправильному руслу.
Особо надо остановиться на городских и поселковых советах. До сего времени эти советы недостаточно мобилизовали рабочие массы вокруг задач поднятия производительности труда, снижения себестоимости продукции, рационализации производства, улучшения качества продукции, улучшения условий труда и быта, оживления работы секций советов и групп содействии на предприятиях. Наряду с этим, они не оказывали достаточного влияния на деревню. В ближайшее время городские и поселковые советы должны усилить свое влияние путем посылки рабочих на постоянную работу в сельсоветы, посылки рабочих бригад, пу-тем шефирования, социалистического соревнования, перенесения методов и опыта работы в деревню.
В восстановительный период низовые советы сыграли исключительную роль в быстром и успешном восстановлении народного хозяйства всего Союза ССР, в частности, Татреспублики. Мы уверены, что партия сумеет направить работу советов и на настоящем этапе и в ближайшее время добьется решительной их перестройки. II пленум ОК обеспечит эти условия.
Мратхузин.