Есть в Казани аптека № 6 и был в этой аптеке заведующий Ратнер. Человек он был строгих правил: любил порядок и
дисциплину, как на работе, так и на собраниях. Сотрудники уверяют, что в присутствии Ратнера они «боялись даже дышать», на собраниях в аптеке никто не выступал в прениях, а если кто-нибудь и выступал, то только с похвалой Ратнеру. (Акт обследования).
Порядок в аптеке был образцовый, пока не появились в ней практиканты. Они решили нарушить раз установленные традиции. Однако, Ратнер неуязвим, — он создает такие условия, что практикантов в аптеке просто не замечают. Работы им не дают, указаний — тоже, не разговаривают с ними — смотрят, как на пустое место.
Ратнер жалуется:
— Практиканты только мешают работать, уберите их поскорее.
Практиканткам-татаркам — Бакаевой, Бадыговой, Ягудиной и другим для работы были созданы «особые» условия:
— Халатов не давать, пусть ходят в грязных, рваных. Ничего, что посетители подозрительно косятся на «распространительниц микробов».
— Жалованье платить меньше, чем полагается.
— Не подпускать к работе, на которой они могут квалифицироваться.
— Чаще делать замечания и по возможности при посетителях.
Когда начались разговоры о том, что в аптеке № 6 есть шовинизм и зажим самокритики, Ратнер стал рассылать во все концы панические заявления. Они гласили:
— Спасите от антисемитизма, от гонения на евреев.
Эти вопли Ратнер адресовал в бюро аптечной секции, в правление союза медсантруд, в редакцию «Красной Татарии».
— Как же может быть великодержавный шовинизм в аптеке, где заведующий еврей? — патетически восклицал Ратнер в редакции «Красной Татарии». Бюро аптечной секции при обсуждении этого вопроса, под влиянием убедительного аргумента — «не может быть шовинизма там, где зав. — еврей», — констатировало, что в аптеке № 6 все благополучно, что зажим самокритики, шовинизм и прочие безобразия отсутствуют. Лица, выступавшие с обвинением Ратнера, были посрамлены. Некоторые из них на собрании по чистке ячейки ТАУ удостоились даже порицания.
Но слухи о шовинизме и зажиме самокритики в аптеке № 6 упорно продолжали циркулировать. Вопросом занялась бригада ЦК союза и облотдел медсантруд
Трудно было добраться до истины и бригада ЦК долгое время ничего не могла добиться. При появлении бригадников одна из работниц даже спряталась в подвал: лишь бы не говорить правды — боялась Ратнера: другая утверждала, что она могла бы сообщить кое-что, но боится, как бы это не повредило ей по службе; третья советовала к рабочим лучше и не подходить: «Они вам ничего не скажут, потому что боятся».
Все же выяснилось, что и шовинизм, и бюрократизм, и зажим самокритики, и плохое отношение к практикантам процветали в аптеке № 6, и что Ратнер имел единомышленников в лице Борисовой и месткома аптеки.
Правление союза медсантруд решило распустить бюро аптечной секции и местком аптеки № 6 ла полную политическую близорукость, за замазывание фактов шовинизма и бюрократизма и зажим самокритики.
Созвать чрезвычайный съезд бюро аптечной секции.
Ратнера и Борисову снять с работы и исключить из союза; Шульц и Шерстневу перевести на другую работу.
Просить провести досрочную чистку в аптеке № 6 в месткоме и бюро аптечной секции.
С. Танай.