— Наддай, наддай еще! Хорошенько крути руки! Ага, не нравится! Ну, теперь верти шею. Та-ак! Загибай круче! Пиш- шит, стерва! А воровать нравится?! Жулики!
Так мучили подозреваемых в краже бедняков в дер. Березовой Гривке, Лева- шевской волости, Спасского кантона, на сельском сходе в 21 году.
Не щадили и женщин. Беднячку Кур- шинову, подозреваемую в краже капусты, вывели на сход, и предсельсовета Изотов намазал ей лицо гнилой капустой.
Многих бедняков из этого сельсоветского застенка выносили замертво.
Изотов даже на сход являлся с ременной плетью и беспощадно избивал голытьбу. По показаниям свидетелей, всего было избито Изотовым до 50 человек. Недаром беднота прозвала его палачем.
Не менее колоритна фигура его друга попа Дементьева, жандарма в рясе. Поп не гнушался ролью сыщика. Ходил с обыском в квартиру бедняка Павельина, настаивая на необходимости убить его и закопать в болоте. Поп заведывал столовой АРА. Детское какао он отдавал свиньям н кулацким детям, а бедняки облизывались. Попробовал было пастух Ионов заглянуть в столовую, но его одернули: «Куда прещь, нищий!».
Изотов тоже присоседился к американским продуктам. Он имел тесную связь с контрреволюционером Аникиным, при-говоренным к расстрелу. Вместе с Аникиным оба пороли подводчиков, ездивших за продуктами АРА. Сытые, гладкие лошади лихо носили по селу пьяных кулаков, распевавших песни.
Порка в Березовой Гривке повелась еще с первой революции 1905 года. В этот год у помещика наблюдалась массовая порубка леса. В село приехал отряд стражников. Был великий пост. Уныло звякал церковный колокол. Крестьяне, простояв длинное повечерие, подходили к аналою, покрытому черной пеленой, и понурив головы, выкладывали попу грехи.
— Рцы ми чадо, — спрашивал поп, — не воровал-ли ты у помещика лес?
— Грешен, батюшка!..
— Ну, кланяйся в землю, разрешаю тебе грехи.
Стражники остановились у попа. Поп дружил с помещиком. Что отсюда следует, догадаться нетрудно. Стражники, узнав, кто виновен в рубке помещичьего леса, устроили грандиозную порку.
Впоследствии потерпевшие крестьяне обращались к попу с просьбой подтвердить, что их пороли, но поп ответил, что это не его дело.
В Февральскую революцию крестьянин Яшин, узнав о свержении великодержа- вия, принес газету и стал читать ее своим односельчанам, но возмущенный поп вырвал газету у него из рук.
— Подпольщину распространяешь? Не смей читать!
Гонение на бедноту не прекращалось и в последующие годы.
— Бедноте пикнуть не давали, — гово-рили свидетели на суде. — На собраниях только и слышишь: «Не ваше дело! Голытьба! Голоштанники!».
Никакой работы с беднотой не велось. Были случаи покушения на сельских активистов. Так, подвергся избиению т. Ма- линкин за то, что активно выступал против кулаков. В 29 году кулаки несколько раз срывали собрания по хлебозаготовкам, контрактации, займу и пр.
Павельин Ксенофонт открыто призывал не соглашаться на контрактацию и отказался от аренды госфондовской земли. Во время хлебозаготовок у кулака Абрамова нашли спрятанные в 7 ямах 220 пудов хлеба. Многие из обвиняемых на процессе были под общественным бойкотом и под судом.
Большую роль в пробуждении активности местной бедноты сыграл вновь приехавший учитель Рябцев. С его приездом беднота почувствовала себя свободнее. Сейчас все село вступило в колхоз. Последней вспышкой кулацкой активности была демонстрация женщин, устроенная церковным старостой Сауниным в защиту арестованного попа Дементьева. Женщины пришли в «организованном порядке» в сельсовет и требовали освобождения Дементьева. Начальник управления волостной милиции Раков вынужден был толпу разогнать.
С изоляцией обвиняемых развернулись общественные работы в селе-колхозе. Жизнь Закипела. Беднота пришла в суд с требованием применить к подсудимым суровые меры наказания. Актив бедноты на собрании в апреле 29 года заклеймил поведение главарей кулачества, как «лу- дорвайщину».
Выездная сессия под председательством уполномоченного члена Главсуда ТР тов. Шумилина приговорила попа Дементьева, Изотова и кулака Абрамова — главного помощника Изотова в его издевательствах над беднотой, — к высшей мере социальной защиты — расстрелу с конфискацией имущества. В виду болезни Изотова (туберкулез), расстрел заменен, ему 10 годами лишения свободы с высылкой из ТР на 5 лет. Другие обвиняемые приговорены на срок от 3 до 5 лет. Кин.