СТОКГОЛЬМ, 8. (Т). Противоречиями пропитаны даже оглашенные на конгрессе приветственные декларации.
Представитель совета профсоюзов Австралии Гровтс выступил в защиту австралийского протекционизма против иммиграции в Австралию. Гровтс одновременно заявил, что „австралийские профсоюзы не присоединятся к Амстердаму до тех пор, пока он не объединится с Москвой".
Против иммиграции выступил также представитель профсоюзов Новой Зеландии Роберто.
Секретарь французской реформистской конфедерации труда Жуо в своем ответном слове высказался против протекционизма австралийцев.
Представитель Палестины Рубашен говорил о разочаровании правительством Макдональда.
Делегат японеких профсоюзов Сузуки в своей речи подчеркнул рост коммунистического влияния в Японии.
Представитель египетской федерации профсоюзов Ахмет Измаил всячески расхваливал короля Фуада за то, что он пожертвовал этой федерации 3.000 египетских фунтов стерлингов (египетский фунт стерлингов — около 97 коп.).
Делегат Джошы (один из лидеров реформистского профдвижения в Индии) призывал от имени индийской делегации создать в Амстердамском интернационале азиатский секретариат.
Сегодня вечером Заесенбах (секретарь Амстердамского интернационала) сделал 10-минутный доклад о деятельности совета. Зассенбах с удовлетворением отметил, что за истекший период между Амстердамом и Красным профинтерном не было никакой переписки.
Прения, во время которых голландский делегат критиковал бездеятельность Амстердама в борьбе с военной опасностью, закончились крупным инцидентом. Выступивший в прениях представитель союза английских горняков Артур Кук в свей'речи резко обрушился на сотрудничество Амстердама с фашистами и реакционными христианскими профсоюзами в международном бюро труда при Лиге наций.
— „Мы,—заявил Кук,—против Коммунистов, но вместо Москвы — господствует Рим и папа римский".
После выступления Кука прения были прекращены.
В своем заключительном слове Зассенбах заявил, что вопрос о сотрудничестве с фашистами и христианскими профсоюзами „нужно обсудить спокойно". Зассенбах добавил, что по этому вопросу существуют разногласия
внутри Амстердамского интернацио” нала и что „во всяком случае нельзя смешивать христианские профсоюзы с фашистами".
В этом же духе высказался и Жуо.
На требование Кука открыть дискуссию председательствующий Жуо ответил отказам.
В знак протеста, английская делегация демонстративно воздержалась от участия в голосовании резолюции, одобряющей деятельность Амстердама.
СТОКГОЛЬМ, 9. (Т). Доклад об экономической программе Амстердама сделал Эггерт, который охарактеризовал ее следующим образом:
— Мы отбрасываем революционные фразы и стоим на позиции медленного и постепенного переустройства экономической системы. Орудием этого переустройства является Лига Наций, которая должна образовать в этих целях международное экномическое бюро.
Эггерт далее приводил ряд данных, которые, по его мнению, свидетельствуют об успехах капитализма после империалистической войны. Одновременно докладчик нападал на САСШ, заявив, что они саботируют стабилизацию капитализма в Европе.
С докладом о программе социального законодательств-а выступил Мартенс. Эта программа сводится лишь к восхвалению международного бюро труда при Лиге Наций и к требованию 44-часовой рабочей недели.
Доклад Жуо о разоружении и мире был по существу докладом о «деятельности» Лиги Наций, одобренной Амстердамом. Жуо с сожалением отметил, что формы агитации в колониях не соответствуют интересам колониальных народов и компрометируют цели, к которым она стремится.
Представитель английских профсоюзов Бромли, выступивший по докладу Жуо, заявил, что «если следовать по пути, рекомендуемому докладчиком и предлагаемой им резолюции, то через несколько' лет рабочий класс будет снова маршировать по полям сражений».
Доклад о профессиональном движении в «недемократических странах» сделал английский делегат Хикс, не скупившийся, на революционные фразы против фашизма и за демократию. Однако, в действительности позиция Амстердама по отношению к фашизму достаточно ясно разоблачена вчерашним выступлением Кука.
Прения по докладу Хикса перенесены в комиссию, куда представители печати не допущены.