Донесения с мест рисуют очень тревожную картину прорывов на фронте всеобуча в деревне.
Вследствие недооценки политического значения кампании, во многих кантонах ТР, при районировании, основных работников КОНО перебросили на другую работу. Это ослабило руководство кампанией.
Учителей в деревне нехватает. Мобилизация комсомольцев на работу по всеобучу проходит очень вяло. Курсы, развернутые для подготовки учителей, задачи полностью не разрешают. Были случая, когда курсы наполовину разваливались (Арск). Положение с кадрами неудовлетворительное.
Определение контингента учащихся задержалось не только из-за медленной раскачки на местах, но и из-за задержки директив об охвате всеобучем детей 10 лет и переростков. Новые директивы захватили врасплох. В ряде случаев переучет не закончен и до сих пор. Татнаркомпрос до сих пор не имеет точной цифры детей, которые должны быть охвачены всеобучем.
Со школьными помещениями неблагополучно. Ряд селений (Казанского и др. районов) не имеет школ. Строительство новых школ, из-за недостатка стройматериалов и квалифицированной рабочей силы, идет крайне медленно. Использование кулацких домов налажено не везде. В Мензелинском кантоне дома раскулаченных, которые можно использовать под школы, даже не учтены.
С ремонтом школ положение из рук вон плохо — в Бугульминском кантоне из 140 школ, требовавших ремонта, отремонтированы лишь 8.
Топливом школы не обеспечены, многие лесничества тормозят доставку дров к школам (Арск и др.). Общественность относится к этому невнимательно. Председатель Свияжского рика заявил:
— Я школы дровами не снабжаю, деньги на это отпускает Наркомпрос, у него и требуйте дров. (!)
Слабейший участок всеобуча — помощь нуждающимся детям. Отсев учащихся на селе по I и II группам обучения составляет в среднем 17 процентов. Из школы уходят дети бедноты, батраков. На помощи детям необеспеченных родителей нужно сконцентрировать все внимание общественности и не только самым продуктивным образом использовать отпущенные государством средства, но и привлечь общественные. Не менее решительную борьбу нужно об‘- явить и второгодничеству, съедающему почти пятую часть нашего школьного бюджета.
Требуется большое напряжение объединенных усилий общественности, чтобы с успехом преодолеть трудности всеобуча.
Деревня горячо приветствует всеобуч и готова практически помочь общественности. Колхозы активно борются за всеобуч. Задача в том, чтобы лучше организовать работу, крепче связаться с массой и обеспечить повседневный и широкий общественный контроль над кампанией — „важнейшей политической задачей на ближайший период".