Содоклад о выполнении промфинплана на пленуме Татпрофсовета сделал тов. Штукатер. Он, так сказать, выступал с профсоюзной стороны.
Свои положения докладчик подкреплял хорошо подобранными фактами, направляя их острие против хозяйственников... Что же касается профсоюзов, он касался вскользь, вероятно, полагая, что самокритика не во всех случаях обязательна для профработников, тем более, когда речь идет о хозяйственных прорывах и когда нужно на кого-то переложить ответственность.
Доза самокритики настолько была мала в выступлении тов. Штукатера, что она растворилась в массе обвинений, предъявленных третьему углу — хозяйственному руководству.
— Принципы единоначалия искажаются на каждом шагу...
Кто же нарушает директиву партии?
Конечно, хозяйственники.
— Мастера фабрики «Спартак» отказываются подписывать рапорт о браке, если не приложит свою руку и председатель профцехбюро. На пошивочной фабрике № 6 зам. директора просил у производ-ственного совещания разрешения на объ- явление выговора прогульщикам....
Многие администраторы действительно ищут для себя прикрытий и сами идут на урезку своих прав и самостоятельности, желая преуменьшить ответственность за неполадки. Сюда нужно направить удар.
А профсоюзники? Они разве неповинны в нарушении единоначалия, разве мало примеров самого грубого вмешательства фабзавкомов в административные дела? Их сотни. Так почему же тов. Штукатер не потрудился привести хотя бы один пример?
Два процента себестоимости потеряла промышленность' в первом квартале на избытке рабсилы! — заявил содокладчик.
На Челнинском лесозаводе «Республиканец» у рамы стояли 6 человек, в то время, когда на других предприятиях Лесотреста работают у рамы 3-4 человека.
На заводе имени Вахитова полтора месяца оплачивались несколько десятков рабочих — лишних на производстве, пока вопрос о сокращении их не был «увязан» и «согласован» во всех инстанциях.
У хозяйственников очень часто нехватает простой распорядительности и реши, тельности в действиях. Это — бесспорно.
Фабзавкомы же сплошь и рядом увлекаются защитными функциями, ставят интересы отдельных рабочих выше интересов производства и тормозят сокращения «излишка». Фабзавкомы плохо помогают подбору рабочей силы.
Констатируя факты, докладчик от профсовета оставил в тени роль профсоюзов в комплектовании предприятий рабочей силой,хвостизм некоторых работ-ников. И во всех других вопросах, связанных с выполнением производственных программ: доведение плана" до цеха, качество продукции, труддисциплина - докладчик был слишком односторонен. Между тем в речах представителей Татпрофсовета должна была звучать жесточайшая самокритика.
Беспечность, недооценка создавшегося положения на хозяйственном фронте в отдельных звеньях профаппарата имеется, — это подтверждают выступления некоторых профработников на пленуме. И только беспощадная самокритика может вывести профорганизации из состояния застоя и спокойствия.
Председатель завкома «Красный Металлист» тов. Поселенов заявил:
— Прорыв был неизбежен. Созыв лишнего десятка производственных совещаний положения бы не спас.... Дело в объективных причинах...
Тов. Поселенов — председатель того самого завкома, который развалил соревнование на заводе, распустил производственную коммуну и не давал отпора провоцирующим обвинениям в рвачестве передовых рабочих, настойчиво добивавшихся увеличения производительности труда.
По какому-то недоразумению тов. Поселенов еще состоит председателем завкома и продолжает свою оппортунистическую политику.
Наконец, среди отдельных даже руководящих профработников сильны тенденции к сдерживанию ударническое движения, что нельзя расценивать иначе, как яркий пример правого уклона на практике.
Это обязывало докладчика от Татпрофсовета к беспощадной самокритике и глубокому анализу хода социалистического соревнования и ударнического движения. Однако, ни того, ни другого — не было.