Есть-ли необходимость приводить доводы в доказательство важности и актуальности партийного просвещения? Реконструктивный период и выдвигаемые им гигантские задачи, повседневная практическая работа во все более осложняющейся действительности, требуют от членов партии решительного повышения уровня теоретических знаний.
ЦК ВКП(б) в резолюции по докладу о деятельности татарской партийной организации отметил:
«В связи со слабостью партийной учебы вообще и фактическим срывом ее в этом году в деревне, Обкому принять действительные меры для обеспечения партийной учебы и переподготовки партийного актива, уделив особое внимание постановке партийной учебы с вновь вступающими в партию».
XV областная партийная конференция в резолюции по докладу Татобкома ВКП(б) зафиксировала:
«Несмотря на некоторый рост количественного охвата членов и кандидатов партии партийным просвещением в городе, конференция констатирует, однако, исключительно слабую постановку партийной учебы вообще и фактический срыв ее в деревне. В связи с этим, необходима мобилизация внимания всей партийной организации вокруг вопросов партийного просвещения и особенно теоретической подготовки партийного актива и подготовки партийных кадров. Перед организацией стоит задача расширения сети партийного просвещения с целью большего вовлечения членов и кандидатов партии и беспартийных, повышения качества партийной учебы и приспособления ее содержания к текущим задачам социалистического строительства, улучшения состава и материального положения пропагандистских кадров, прекращения их текучести, особенно в деревне, улучшения работы по самообразованию и заочному обучению».
Товарищи на местах приводят массу об’ективных причин срыва партийного просвещения. Несомненно, что причины об'ективного характера были, но все же основное не в этом. Основное в недостаточном внимании к этому важнейшему вопросу со стороны партийных организаций.
В связи с проблемой кадров, которая стоит перед страной, в связи с введением всеобщего обучения, в связи с культурным походом на вековую темноту, в связи с культурной революцией вообще, — вопросы народного образования приобретают первостепенное значение. Партия уделяет сейчас максимум внимания вопросам народного образования: посылает лучших работников в органы народного образования, производит реконструкцию аппарата просвещения, придает ему вид и характер .могущий обеспечить выполнение возлагаемых на этот аппарат сложных задач дни и, наконец, реорганизуется и сама система просвещения, содержание и программы всех звеньев учебных заведений.
О культпоходе мы имеем такую резолюцию XV областной партийной конференции:
«Реконструктивный период требует, чтобы вопросы культурного строительства были поставлены в один ряд с важнейшими хозяйственно - политическими задачами партии. Конференция считает необходимым закончить ликвидацию неграмотности среди рабочих в течение одного года, а среди взрослого деревенского населения в течение двух лет; широко развернуть массовую политико - просветительную работу в рабочих районах и в сельских местностях, в особенности в колхозах и совхозах, опираясь главным образом на методы культпохода».
В свете этих вопросов открывшееся 25 июня совещание культпропов должно приковать к себе самое пристальное внимание широких кругов партийной организации.
На совещании участвуют больше 100 работников культпропа: завдеующие (культпропами канткомов, сельрайкомов и городских райкомов, пропагандисты, уполномоченные по самообразованию. На повестке дня совещания стоят вопросы, имеющие животрепещущее для сегодняшнего дня значение: 1) итоги и перспективы партийного просвещения, 2) итоги партийного просвещения по народному образованию и 3) план развертывания культпохода.
Работа совещания проходит при большой активности участников. Наибольшую активность и интерес вызывает вопрос о партийном просвещении. Все выступающие подчеркивают исключительно невнимательное отношение к вопросам партийного просвещения со стороны канткомов
и сельрайкомов, на недопустимую текучесть состава пропагандистов, 80% которых меняются в течение сезона, на бессистемную и бесцеремонную переброску и отрыв пропагандистов от их основной работы—пропагандиста считают чуть ли не специальным человеком, присланным исключительно для проведения той или иной кампании, совершенная неразбериха с учебниками, что повторяется каждый год, — учебники опаздывают, стареют, а о татарских учебниках можно сказать, что их совсем не было. Работники города в своих выступлениях много внимания уделили охвату учебой татар, с чем в этом году дело обстоит весьма скверно
В вопросах народного образования главное внимание выступавших было уделено моментам, связанным с подготовкой кадров. Кантонные работники много говорят о постановке и содержании средних звеньев школ. Они заострили внимание на социальном подборе в эти школы, при чем указывали на необходимость материальной поддержки учащихся — детей бедноты и батрачества.
Прения по вопросу о культурном походе пошли несколько однобоко. Большинство выступающих останавливалось, главным образом, на работе по ликвидации неграмотности, почти совершенно не касаясь таких вопросов, как внедрение печати, антирелигиозная пропаганда, распространение агрознаний, оздоровление быта, работа среди женщин и т .д.
Серьезным и больным местом все выступающие считают работу с малограмотными. Недостаток сети школ и отсутствие литературы для малограмотных надвигают на нас угрозу превращения их снова в безграмотных: «Если так будет продолжаться, мы через год вынуждены будем снова привлекать их в лик- пункты», — говорили ораторы из деревень.
В заключение надо сказать, что по всем вопросам и почти все выступающие указывали на бездеятельность профорганов. Живой иллюстрацией к этим речам служит и само совещание, где, несмотря на самое широкое извещение через печать, почти нет культурников из татот- делов и культработников фабзавместкомов. А те немногие, которые присутствуют, не участвуют в работах совещания.
С. Танай.