Быстрый рост колхозного движения, который мы имеем за последнее время, застал врасплох некоторые низовые парторганизации, которые не смогли своевре-менно обеспечить партруководством это движение.
На почве этого, в ряде кантонов организация колхозов шла стихийно, без над. лежащего партийного влияния.
Есть такие случаи, когда инициативу организации колхозов брал на себя бедняцко-середняцкий актив, а волком или ячейка оставались в стороне, занимая «выжидательную» позицию. Например,
Трудсельцовская ячейка (Р.-Слободского района), заявляет:
— «Мы еще посмотрим. Если в колхозе будет хорошо, тогда войдем».
Ни чем иным, как слабостью партруководства, объясняется проникновение в некоторые колхозы кулацких и антисоветских элементов, которые ведут разлагающую работу. В результате — массовые выходы из колхозов, бесхозяйственность, полный развал. В Тумутукской волости (Бугульминского кантона), на почве бесхозяйственности вышло из колхозов 500 человек; из колхоза «Алга» вышло 46 процентов членов.
Иногда ячейки сами покрывают проникновение чуждых элементов в колхозы. Сихтерминская ячейка (Спасского кантона), постановила:
I — «В виду того, что мулла отказался
от своего сана, и у него пролетарское хозяйство (?!), в колхоз его принять».
Да еще одного торговца приняли в придачу.
Есть такие ячейки, которые искажают партийную линию в другом отношении.
Ямбухтинская ячейка, например, чтобы заставить крестьян войти в колхоз, объя- вила: «кто не войдет в колхоз — у того отберут весь хлеб».
Другая ячейка, чтобы показать «на практике» выселение кулаков на худшие земли, заставила их ломать постройки и возить на отведенные участки.
Трехозерская ячейка к вопросу подошла еще «тактичнее»: она решила «принять попа с пчелами в колхоз, а через месяц, оставив пчел, выгнать его». За это поп привлек ячейку к ответственности. Слабость партруководства кулачество использует очень умело. Убедившись, что колхозное движение приняло мощный размах, оно с особой настойчивостью стремится войти в колхоз, преимущественно в менее сложные формы, чтобы можно было и имущество сохранить и маску «колхозника» приобрести. К сожа-лению, это ему иногда удается.
Некоторые попы даже с амвона начали «агитировать» за колхозы, подводя этому «теоретическую» основу из евангелия. Например, поп села Никольского, говорил, что «евангелие указывает на необходимость организации колхозов».
Но этот метод кулачество и духовенство использует постольку, поскольку это им «позволяют» их интересы и... партийные, советские и друг, органы. Помимо обычных методов — убийств, угроз, избиений, поджогов, кулак сосредоточил внимание на агитации и распространении ложных и провокационных слухов, в роде того, что «женщины будут общими», «колхозников посадят на голодный паек» и т. п.
Много еще дефектов и в деле обслуживания колхозов политпросветучрежде- ниями. К 1 ноября, например, на 580 колхозов имелось... 6 изб-читален. Только 60 процентов неграмотных колхозников охвачено ликпунктами. Скверно обстоит дело с использованием закрытых мечетей и церквей. В Буинском кантоне закрыто 60 мечетей и 18 церквей, а использовано 20 мечетей и 3 церкви.
Из всего этого вытекает, что общее руководство колхозами и их обслуживание должно быть усилено. Не только парторганизации, но и все политпросветитель- ные учреждения должны коренным обра- зом перестроить свою работу в сторону лучшего обслуживания колхозов, особенно в районах сплошной коллективизации.
Гвоздь вопроса — в перестройке работы, постановке ее на новые рельсы. Только так можно обеспечить руководство колхозным движением и его обслужива-нием. Старые методы работы теперь не годятся.
Гав. Беляев.