В газете «Красная Татария» № 111 от 17 мая помещена статья тов. Гефтера под заголовков «Тресты лишнее звено в системе управления промышленностью»
Наметив правильно пути решения вопроса, автор, к сожалению, мало дал пра. ктических предложений.
ПРОТИВ ПОЛЗВИНЧАТОЙ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Меетная государственная промышленность, подведомственная Совнархозу, более чем на 85-90 процентов сконцентрирована в Казани И ее окрестностях (в радиусе 60-70 верст), благодаря чему может легко устанавливаться непосредственная живая связь ТСНХ с предприятиями. Кроме того, 6-7 крупнейших предприятий дают, примерно, 80 процентов всей валовой продукции. Достаточно иметь надлежащее руководство и контроль за деятельностью хотя-бы этих шести предприятий, чтобы удовлетворительность работы местной промышленности была уже обеспечена.
Общее состояние управления местной промышленностью для данного момента является неудовлетворительным из - за распыления инженерно - технических и экономических кадров между трестами и Совнархозом, и параллелизма функций между ними. Функции трестов и ТСНХ настолько тесно переплетаются, что пора поставить вопрос — нужны ли нам тресты? У местных органов ВСНХ имеются функции, общие с трестами: планово - техническое руководство предприятиями, руководство рационализаторскими работами, внедрение стандартов и некоторые другие. Функции сбыта и снабжения предприятий у трестов из’яты, в связи с организацией об’единений (в некоторых случаях эти функции передаются местным торгам), а руководство коммер- ческо - финансовой деятельностью отпадает, в связи с реформой кредита. Таким образом, у трестов на две трети сужены функции, а оставшиеся — при известных условиях могут быть выполнены ТСНХ.
Автор проекта об организации структуры и управления в промышленности ТССР тов. Гефтер совершенно правильно поставил прогноз об излишнем параллелизме и раздробленности функций между ТСНХ и трестами, о скрытой борьбе за самостоятельность в управлении предприятиями, но предложил неприемлемое решение вопроса: похоронить Пшцтрест и Текстилькомбинат и создать два другие треста — Спирттрест и Валено - суконный, так что количественного изменения в трестах не будет. Кроме того, тов. Гефтер в проекте реорганизации управления промышленностью совершенно не касается реорганизации аппарата ТСНХ. Без взаимной-же увязки этих двух вопросов нельзя дать правильного решения проблемы и целом. Нам нужна не поло- винчатая, а коренная реформа в управлении местной промышленностью.
Прежде всего, чтобы превратить Тат- совнархоз в действительный штаб планово - технического руководства, необходимо руководство это строить во основным отраслям промышленности, у нас нет специалистов, которые были бы одинаково сильны во всех или, хотя-бы, в ряде отраслей промышленности. Авторитет ТСНХ только тогда будет на должной высоте, когда его инженерно - технические и экономические работники по своей квалификации будут не ниже, чем работники предприятий. Не предлагая здесь проекта реорганизации аппарата ТССР тов. Гефтер совершенно правильно зать, что система руководства промышленностью в Татсовнархозе должна быть построена по секторам в соответствии с отраслевым делением промышленности. Отраслевые секторы ТСНХ не должны быть громоздки и должны состоять из минимального количества лиц—2-4. Секторы эти не будут, конечно, подобием главков. Они, как правило, могут обслуживаться общей бухгалтерией, управлением делами и т. д.
Уничтожение большинства трестов поможет, с одной стороны и, главным образом, укрепить кадрами предприятия, а с Другой — аппарат Совнархоза. При этом выпадает одно лишнее звено в управлении, получится большая экономия в административно . управленческих расходах, уменьшится бюрократизм и волокита в продвижении плановых заданий и т. д.
Перейдем к рассмотрению проекта по отраслям промышленности.
ТРЕСТЫ НАМ НЕ НУЖНЫ
Правильное решение вопроса предложено автором проекта по силикатной промышленности. Нужно создать соответствующий сектор при ТСНХ, а не силикатный трест. Трест, как правило, должен об’единять однородные производства и, по возможности, стоять ближе к предприятиям, что неприменимо в отношении силикатной промышленности.
По пищевой промышленности предлагается создать расширенное заводоуправление при заводе «Красный Восток» для предприятий: пивоваренного завода, кондитерской фабрики, дрожжевого и паточного заводов, а для винокуренных заводов создать Спирттрест. Общность территории двух крупнейших предприятий («Красного Востока» и «Светоча»), одно паросиловое хозяйство, одна пожарная охрана (для четырех предприятий), об’единенное складское хозяйство, общий транспорт и т. д. — все говорит в пользу решения, предложенного автором. Что касается Спирттреста, то аргументы для его организации являются мало убедительными. Территориальная разбросанность винокуренных заводов и раздробленность управления еще не являются факторами, достаточно обосновывающими самостоятельное существование треста. В 1925-26 году винокуренные заводы об’единялись Спирттрестом, но последний не оправдал опыта самостоятельного существования и был слит с Пищтрестом. Функции Спирттреста могли бы быть с успехом заменены сектором пищевой промышленности при ТСНХ, тем более, что технология производства спирта по всем заводам однообразна; винокуренная промышленность может быть обслужена 1-2 специалистами в ТСНХ даже при увеличении количества заводов с 9 до 12, т. е. с передачей предприятий Совхозтреста — Татеовнархозу.
По текстильной промышленности предложено:
а) выделить фабрику имени Ленина в самостоятельное предприятие;
б) создать об’единение пошивочных фабрик с передачей руководства расширенному фабрикоуправлению (у этих предприятий общая закройная, однородное оборудование);
в) организовать Валено - суконный трест.
Первые два предложения являются правильными и приемлемыми. Предложение же организовать Валено-суконный трест необосновано. По окончании постройки новой валено - войлочной фабрики будут закрыты Каймарская фабрика и фабрика имени Галактионова, останутся только два крупных предприятия: казанская и кукморская фабрики, которые целесообразно оставить самостоятельными предприятиями. Передать-же техническое руководство ими Специальному тресту— это значит, оставить эти предприятия без руководства со стороны ТСНХ. Суконная фабрика будет выстроена не ранее, чем через два года и будет предприятием, достаточно мощным, чтобы существовать самостоятельно. Резрешение спорных вопросов в дележе сырья (шерсти), а также техническое руководство должно будет осуществляться сектором текстильной промышленности при ТСНХ.
По металлопромышленности (за выделением завода «Красный металлист» в самостоятельное предприятие не местного подчинения) автором проекта предлагается создание треста из четырех предприятий: «Серп и молот», «Красный путь», «Красный двигатель» и «авторемонтные мастерские». Необходимость треста он об’ясняет сложностью дела приемки заказов и сбыта, главным образом, по линии ремонтных работ последних трех предприятий, а также необходимостью организованной работы по собиранию металлозаводов-ТССР. Собирание заводов, очевидно, может с успехом производить как ТСНХ, так и КСПС. Остальные мотивы заслуживают серьезного внимания. Однако, настолько ли велики эти трудности, чтобы с ними не мог справиться расширенный сектор металлопромышленности при ТСНХ? В виду специализации завода «Серп и молот» на производстве оборудования внутризаводского транспорта вопрос о заказах для ремонтных работ этого завода, как правило, отпадает. Отпадает вопрос о дележе заказов на ремонтные работы также и для завода «Красный двигатель», находящегося в городе. Чистополе и обслуживающего ремонтными работами местные потребности. Остаются лишь два ремонтных завода: «Красный путь» и «автомастерске», при чем, последние, очевидно, будут обслуживать преимущественно автотранспорт, так что большой конкуренции в заказах и здесь не должно быть: Наиболее рациональная нагрузка каждого из этих заводов ремонтными заказами может быть произведена не обязательно трестом, а например, сектором при ТСНХ или расширенным заводоуправлением одного из предприятий.
Управление кожевенной промышленностью по проекту не подвергалось никакому изменению без всяких к тому оснований. В составе Кожтреста два действующих крупных предприятия: кожзавод № 1 имени Ленина с мостовьевым цехом на территории завода «Коммунист» и кожевенно - обувная фабрика «Спартак». В перспективе намечено создание кожевенного комбината, путем постройки шеврового и подошвенного заводов на территории завода имени Ленина и «Коммуниста». В перспективе, очевидно, комбинат, об’единяющий территориально связанные между собою предприятия, с общим паросиловым хозяйством, общими складами и под’ездными путями, будет построен по типу расширенного заводоуправления. До этого же срока Кожтресту нужно расформировать, выделив два самостоятельных предприятия: завод имени Ленина и «Спартак», усилив одновременно технический персонал обоих заводов и соответствующий сектор ТСНХ.
В виду особого положения, какое занимает в системе управления лесная и деревообделочная промышленность, к ней нужен и особый подход. Здесь переплетаются функции ведения и эксплоатации лесного хозяйства и функции до управлению и 'руководству предприятиями по переработке дерева. Наиболее правильным решением вопроса об управлении лесной промышленностью было бы создание специального сектора при Совнархозе, но в отличие от других секторов, этот сектор должен функционировать на принципе коммерческого расчета и, следовательно,, он . будет более громоздким.
Система хозяйственно - расчетных секторов при ТСНХ или других наркоматах — явление вполне возможное в условиях советского хозяйствования и если бы она оказалась приемлемой после общественного обсуждения вопроса, то ее можно было бы в виде исключения распространить на некоторые другие секторы ТСНХ по руководству и управлению предприятиями. Однако, использование ее должно быть максимально ограничено, так как она требует расширения аппарата и, следовательно, увеличения управленческих расходов.
П. Гаранин.