Профсоюзы должны быть ближайшим и непременным сотрудником государственной власти, которой руководит во всей ее политической и хозяйственной работе сознательный авангард рабочего- класса — коммунистическая партия. Будучи школой коммунизма вообще, профсоюзы должны быть в частности школой управления социалистической промышленностью (а затем постепенно земледелием) для всей массы рабочих, а затем и для всех трудящихся».
Это решение XI с’езда партии, предопределяющее решительный поворот профсоюзов лицом к производству, не только не было реализовано, но наоборот, встречало упорное сопротивление со стороны оппортунистического руководства старого состава ВЦСПС, занявшего по всем коренным вопросам профессионального движения антиленинскую правоуклонистскую позицию.
Взяв курс на ослабление партийного руководства в профдвижении и противопоставление профсоюзов партии, отрывая профсоюзы от непосредственного участия в социалистическом строительстве и замыкаясь в рамки тред’юниозма, старое руководство ВЦСПС тем самым приносило конечные цели героической борьбы рабочего класса в жертву преходящим интересам отдельных групп. Когда, со сменой старого руководства ВЦСПС, лозунг «лицом к производству» стал основным лозунгом работы профсоюзов, правые оппортунисты не замедлили представить этот поворот как забвение материальных интересов рабочего класса и отказ профсоюзов от защитных функций, что, конечно, является ничем иным как клеветой на новый курс профдвижения.
Решение III пленума ВЦСПС является лучшим ответом на эту клевету правых уклонистов:
«Сочетание защиты непосредственных нужд об’единяемых той или иной профорганизацией рабочих и членов союза с общеклассовыми задачами пролетариата, развитием социалистического хозяйства и интересами рабочего государства, в целом,— говорится в этих решениях,— является одним из большевистских, ленинских принципов в профдвижении.
Решительно отвергая оппортунистическое противопоставление защитных функций профсоюзов их производственным задачам, также полутроцкистские попытки сузить роль профсоюзов в деле улучшения материального положения рабочих, пленум считает, что профсоюзы, будучи школой коммунизма, обслуживая все стороны повседневной жизни рабочих масс, ведя их неуклонно от понимания узкоцеховых и групповых интересов к пониманию общеклассовых задач диктатуры пролетариата, тем самым вовлекают широчайшие массы рабочих, а затем и трудящихся во все дело строительства социализма в нашей стране.
В какой мере профсоюзы сумели сочетать производственные задачи с задачами улучшения материального благосо-, стояния рабочего класса, с защитными функциями ег0 повседневных Интересов и улучшением материального благосостояния — свидетельствует тот факт, что зарплата рабочих за последние 5 лет выросла больше чем на 79 процентов, достигнув 139 процентов довоенного уровня реальной зарплаты, а вместе с соцстрахом и отчислениями от прибылей в фонд улучшения быта рабочих, 167 процентов довоенного уровня реальной зарплаты.
При всем этом не приходится утверждать, будто профсоюзы исчерпали все возможности улучшения материального благосотояния рабочего класса и в полной мере осуществляют защитные функции.
Так, например, обследование работы кооперации, проведенное бригадами ВЦСПС, обнаружило пассивное отношение многих профорганизаций к вопросам повышения реальной зарплаты. В данном случае эта пассивность свидетельствует о неумении связать защитные функции с производствеными задачами,
о недооценке возможностей повышения реального уровня зарплаты за счет снижения цен и улучшения снабжения рабочего класса.
Та же самая картина обнаружилась и в процессе смотра общественного питания, при всей огромной роли которого, для улучшения материального положения рабочего, не говоря уже о бытовом его значении, профсоюзы уделяют весьма слабое внимание к его организаций я правильной постановке.
При соотвествующем рабочем контрой ле (а организация его — дело профсоюзов) мы не имели бы таких фактов,; когда ленинградская кооперация из общей
суммы годовой прибыли в 24 миллиона рублей умудряется получить II миллионов рублей прибыли исключительно от хлебопечения; Свердловская кооперация — 75,000 рублей от общественного питания (только за один квартал), макеевская кооперация — 200.000 рублей от хлебопечения и т. д.
Приходится ли говорить о недопустим мости подобных прибылей кооперации, снижающих реальную заработную плату; при явном попустительстве профорганизаций?
Разве не тем же попустительством об*' яснпется и факт черезмерного обременения бюджета рабочего путем всевозможных отчислений, доходивших в отдельных случаях до 30 процентов всей суммы получаемой зарплаты и отработок выходных дней и сверхурочных.
ВЦСПС в корне пресек возможности обременения бюджета рабочего своим постановлением от 8 апреля текущего года, категорически запрещающим отра- ботку выходных дней и сверхурочных, и устанавливающим, как правило, что общая сумма отчислений в профсоюзы и кооперацию не может превышать трех процентов получаемой зарплаты. Тем же самым постановлением ВЦСПС предложил всем профорганизациям «обеспечить' такое положение, чтобы коллективная подписка на заем, производимая по постановлениям общих собраний рабочих и служащих, ни в коем случае не превышала полумесячного заработка в год».
Охрана труда и техника безопасное
— это также основные звенья защитной работы профсоюзов. Но нужно признать, что в этой области мы значительно' отстаем от темпов индустриализации страны. Огромные суммы, отпускаемые на охрану труда и технику безопасности зачастую или не используются вовсе, или используются частично, опять таки по вине профорганизаций, рассуждающих примерно так: «Сначала промфинплан потом уже охрана труда».
Такое рассуждение — показатели близорукости профорганизаций, не уясняющих себе органической связи между; правильной постановкой охраны труда! и выполнением промфинплана. .
Неудивительно поэтому, что на завода «Красное Сормово» из 250.000 рублей, отппущеных на покрывала - маски, не израсходована ни одна копейка. На Пав- ловско - Покровской фабрике план капитальных работ но оздоровлению условий труда выполнен на 16 процентов, на фабрике «Красный Перекоп» на 19 процентов, а на Южской бумагопрядильной фабрике всего на 0,1 процента и т. д.
Совершенно очевидно, что охрана труда и техника безопасности не могут; дальше обретаться на задворках. В условиях социалистической реконструкции труд должен быть наименее изнурительным и в то же время высоко произвол дительным.
«Дальнейший рост материального положения и культурного уровня рабочего класса, — говорится в тезисах тов. Шверника о задачах профсоюзов в реконструктивный период, — неразрывно связан с осуществлением намеченных темпов индустриализации страны и социалистической перестройки сельского хозяйства.
Необходимо всемерно усилить работу; профсоюзов по социалистическому воспитанию рабочих масс и широко пропагандировать идею того, что советские фабрики и заводы, шахты и рудники железные дороги и пр. пути сообщения являются предприятиями социалистического типа, что они представляют общенародное достояние, что от роста И процветания этих предприятий зависит: рост благосостояния рабочих масс, усиление политической мощи рабочего класса, успешное строительство социалистического общества и окончательная победа! рабочего класа, являющегося господствующим классом в СССР».
Лозунг «лицом — к производству» ни в коей мере не особождает профсоюзы от; присущих им защитных функций. Задача заключается лишь в том, чтобы, увязывая производственные задачи с улучшением материального положения рабочего; класса профсоюзы раз’ясняли широчайшим массам рабочих, что единственно! правильным путем к коренному улучшению является быстрый темп индустриал лизации страны и социалистическая печ ределка сельского хозяйства.
С. Д.