Китай, Индия, Индо-Китай оказались Наиболее слабыми, наиболее уязвимыми звеньями в колониальной .системе мирового империализма. А в этих странах проживает чуть не половина всего человечества. Судьбы же революции, как указал Ленин, решаются тем, что большинство человечества в-России, в Китае и в Индии пришло в движение...
Беспощадный кровавый террор французского имериализма не мог задушить революционное движение в Индо-Китае. 'Лозунги свержения империализма, конфискации помещичьих земель, конфискации запасов риса в порядке борьбы против недорода, уничтожения налогов
— таковы те революционные требования, .Которые привели в движение большие крестьянские массы Аннама. Идут массовые аресты, казни, истребления целых деревень во имя французской цивилизации и спасения гигантских прибылей банков, .акционерных обществ, плантаторов, рабовладельцев.
В Индии все труднее становится национальному конгрессу удерживать движение масс в рамках гандистского непротивления. После ареста Ганди последовали .мощные взрывы революционнго возмущения, перешедшие в вооруженную 'борьбу в Шолапуре, Пешаваре, Дели, Карачи, Мадрасе, Калькутте, Лагоре. В северо-западных провинциях уже разразилась крестьянская борьба. Макдональд обещает во имя «демократии» расправиться с революцией.Роль «рабочего» правительства настолько ясна, настолько бесстыдно оголена, что даже один из рядовых членов «рабочей» партии бросил обвинение своей партии в том, 'что она осуществляет грязное дело британского империализма в Индии.
Однако, во главе революционной борьбы многомиллионных колониальных народных масс идет до сих пор Китай. Начало экономического кризиса здесь предшествовало американскому. Кризис в Японии, Корее, усиление конкуренции иностранных товаров, борьба мировых трестов за китайский рынок, окончательно разорившая китайское спичечное, табачное и минеральное производство — все это к началу июня привело к новой, еще более резкой судороге хозяйственного кризиса.
Если в крупнейших империалистических странах еще нельзя говорить о том, что господствующие классы еще не могут управлять, то в полуколониальном Китае кризис власти разразился уже в форме открытой гражданской войны. Война между блоком 67 северных генералов и Нанкином началась. «Национальное» нанкинское правительство пошло на уступки перед японским империализмом. В награду за это Япония открыто не выступает против Нанкина, но Ен Си-шан и Фын Юй-сян получают снаряжение и со- зветникор от Японии. Соединенные Штаты снабжают амуницией, оружием, военными аэропланами Нанкин. Германия поставляет десятки военных специалистов для армии Чан Кай-ши.Английское «рабочее» правительство через, своих политических компрадоров вроде Ху Хань-мина и С. Д. Гу пытается преодолеть влияние на Нанкин американско-германского блока. Франция активизирует свою политику в Юнани и Гуанси, где она в порядке "защиты Индо-Китая", помогает душить революционное партизанское движение. Французские интриги вокруг советско-китайской конференции указывают на то, что в Париже не только русские белоэмигранты мечтают о КВжд.
Таким образом, генеральская война в Китае является весьма конкретным проявлением не только кризиса верхов китайской контр-революции, но и жесточайшего обострения империалистических противоречий на Тихом океане и борьбы империалистов против СССР.
В то же время разрастается, расширяется, углубляется крестьянская война на юге Китая. Знамя советов развевается над все более расширяющейся территорией южного Китая. Рабоче-крестьянская Красная армия укрепляет и расширяет территориальный базис революции. Местами в советских районах основные массы крестьянства, кули и батраки, уже приступили к уравнительному переделу земли, проводя, таким образом, последовательную аграрную революцию. Беднота, кули и батраки,получившие землю, стихийно создают самые первичные организационные формы совместной обработки земли. Блокада со стороны империалистов и китайской контр-революции, отдельные выступления французских, английских и американских хищников (военные суда Америки и Японии — по сообщению «Франкфуртер Цейтунг» — уже обстреливали красные войска китайских советов), а также карательные экспедиции милитаристов против советских районов, — ничто не может приостановить мощного поступательного хода советского движения в Китае.
Все же советское движение развивается неравномерно.Знамя советов развевается, главным образом, там, где революция 1925-27 г. г. распахала почву, где она в огне борьбы сплачивала, просвещала,
I обучала, организовывала крестьянские массы, где из уроков поражения революции рабочие и крестьянские массы на собственном опыте делали выводы.
Наряду с ширящейся крестьянской войной, в городах Китая нарастает стачечное движение пролетариата. В Китае точно так же, как в других странах, мы наблюдаем обострение забастовочного движения к концу 1929 года. По мере углубления кризиса стачечная борьба подымается вверх и в начале 1930 года. Правда, если в Индии крестьянское движение отстает в своем развитии от рабочего движения,то в Китае темп нарастания рабочего движения не поспевал до сих пор за крестьянским. Советы в Китае будут маяком для других колониальных стран. В Индии, Индо-Китае, на Филиппинах уже звучат в борьбе масс лозунги китайской революции.
Пдеть Рой и иже с ним издеваются над советами в Китае. Пускай Чен Ду-сю и троцкисты в самом Китае клевещут на советы и красную армию. Китайская компартия, лучший отряд большевизма на Востоке, смело, решительно, твердо, будет итти во главе движения масс. Международный пролетариат должен окружить китайские советы стеной пролетарской солидарности и защищать их, как свое кровное классовое дело.
«Правда», 13 июня. (По радио)