МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЗОР 02.06.2013

ЗАБАСТОВКИ В МАНСФЕЛЪДЕ

4 тысяч рабочих медного комбината в Мансфельде (Саксония) забастовали в ответ на требование предпринимателей согласиться на снижение зарплаты на 15 процентов. Хотя по сравнению с об­щим количеством горняков и металлис­тов в Германии, число бастующих в Мансфельде составляет ничтожный про­цент, тем не менее принципиальное значение начавшейся борьбы далеко выходит за рамки чисто экономического конфликта. Попытка заправил медного треста снизить зарплату своих рабо­чих является не более как авангард­ной вылазкой, имеющей целью прощу­пать обороноспособность германского пролетариата накануне подготавливае­мого капиталистами общего наступле­ния на условия его труда.

ИЗДЕРЖКИ КРИЗИСА-НА РАБОЧИЙ КЛАСС

Германская буржуазия, сумевшая при помощи социал-демократии переложить на трудящиеся массы все издержки по плану Юнга и обложившая их громад­ными налогами в пользу помещиков, намеревается теперь повести прямую атаку на заработную плату германских пролетариев, чтобы переложить на них также и все издержки свирепствующего в Германии хозяйственного кризиса. Для того, чтобы германские товары могли успешно конкурировать с това­рами прочих капиталистических стран на мировых рынках, необходимо сни­зить их продажные цены. И, следователь­но, их себестоимость. Но предприни­матели меньше всего расположены Жертвовать ради такого снижения сво­ими прибылями. Даже цифры буржуаз­ной статистики показывают, что, не­смотря на промышленный кризис и со­кращение сбыта, прибыли германских капиталистов нисколько не уменьши­лись за истекший хозяйственный год.

Снижение себестоимости товаров бур­жуазия хочет теперь осуществить пу­тем уменьшения зарплаты и общего ухудшения условий труда рабочих.

РОСТ ВЛИЯНИЯ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ПРОФОППОЗИЦИИ

Для того, чтобы обеспечить трести­рованному капиталу беспрепятственное проведение его планов, социал-демокра­тия и реформистские вожди профсоюзов прилагают все старания к тому, чтобы убедить рабочих в необходимости жертв во имя .спасения йациональной промышленности". Однако, эта пропо­ведь капитуляции перед капиталистами встречает все большее сопротивление со стороны рабочих. Популярность и влияние революционной профоггпозиции в огромной степени увеличились бла­годаря тому, что предательская так­тика социал - фашистов становится понятной самым широким массам тру­дящихся. В частности, в Мансфельде советы реформистских вождей отка­заться от борьбы и постараться войти в соглашение с предпринимателями не встретили ни малейшего сочувствия среди рабочих, которые по совету де­ятелей революционной профоппозиции избрали стачечные комитеты, органи­зовали отряды рабочей самообороны и вовлекли в движение массы неоргани­зованных рабочих. Для того, чтобы не остаться в хвосте движения, реформи­сты об'явили и себя сторонниками борь­бы. Но это не мешает им вести заку­лисные переговоры с предпринимате­лями в целях отыскания какого-нибудь компромисса на почве уступок со сто­роны рабочих.

СОЦИАЛ-ФАШИЗМ-НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ КАПИТАЛА

Само собой разумеется, что прави­тельство и руководящие буржуазные круги превосходно понимают все зна­чение забастовки в Мансфельде, где рабочие освободились от развращаю­щего влияния социал-реформизма. Ис­ход борьбы в Саксонии приобретает для них особую важность в виду того, что они проектируют поход на рабочий класс во всегерманском масштабе. По­этому, на ряду с мобилизацией воен­ных и полицейских сил и с посылкой на место забастовки отрядов штрейк­брехерской буржуазной организации „техническая помощь", усилились тай­ные переговоры между руководителями капиталистических организаций и во­ждями реформистских профсоюзов о соглашении, которое позволило бы ка­питалистам снизить зарплату „на за­конном основании".

Так как нет ничего тайного, что ра­но или поздно не стало бы явным, той секретные переговоры между промыш­ленниками и профсоюзными вождями стали известны широкой публике. Ока­залось, что в то время как профсоюз­ные бюрократы в Мансфельде об'явили себя сторонниками забастовочной так­тики, руководители Всегерманского профсоюзного об'одинения вырабатыва­ли с председателями предприниматель­ских союзов договор о сотрудничестве. Основой этого сотрудничества должно было явиться снижение зарплаты, так как нынешний уровень заработков гер­манских рабочих будто бы непосилен для германской промышленности. И нужно сказать, что если переговоры пока не увенчались успехом, то не в результате требовательности „рабочих вождей", а вследствие нежела­ния наиболее непримиримых пред­принимателей итти на слишком боль­шие, по их мнению, уступки.

НЕИЗБЕЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДАТЕЛЬСТВА

Это грязное предательство социал- фашистских вождей, несомненно, будет иметь большие последствия и произве­дет значительный перелом в настрое­нии рабочих, еще идущих за социал- демократами. Нужно иметь в виду, что

1 июля кончается срок коллективного договора между металлистами и пред­принимателями самой крупной промыш­ленной Области Германии—Рура. Капи­талисты заявили уже о своем намере­нии снизить зарплату на 10 проц.. Гер­мания таким образом находится нака­нуне громадных классовых боев, все по­следствия которых трудно даже преду­смотреть.

БАНКРОТСТВО МАКДОНАЛЬДА В БОРЬБЕ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

Классовые конфликты сотрясают и Британскую империю, стоящую, однако, на гораздо более прочных экономиче­ских основаниях, нежели послевоенная Германия. Правда, случаев открытых классовых боев здесь меньше, хотя за­бастовка шерстяников в Йоркшире про­должается с прежним упорством и толь­ко небольшая часть ста тысяч бастую­щих рабочих поддалась на посулы предпринимателей и угрозы профбюро- кратов. Стабилизация английского ка­питализма сильнее всего расшатывает­ся безработицей, в огромной степени увеличившейся, несмотря на обещания правительства Макдональда решительно справиться с нею.

Число безработных за год пребыва­ния Макдональда у власти увеличилось на 500 тыс. человек. Это обстоятельство является одним из слабых мест „рабо­чего" правительства и дает консерва­торам легкую возможность атаковать Макдональда, упрекая его в неуменьи справиться с хозяйственными затруд­нениями. Результатом неудачной поли­тики „рабочего" правительства в деле борьбы с безработицей является уход министра по делам безработицы мате­рого предателя Томаса с занимаемого им поста. Конечно, рост безработицы в Англии является естественным резуль­татом хозяйственного кризиса, свиреп­ствующего теперь во всем капитали- стичесном мире. Но правительство Мак­дональда помогло увеличению безрабо­тицы, содействуя английским капита­листам в их попытках рационализиро­вать их предприятья. Отставка Томаса —не бодее как перемена декорации, так как мелкобуржуазное правительство Макдональда ничего не может и не хо­чет сделать для борьбы с настоящим виновником безработицы— капиталисти­ческим режимом.

ПЕРЕГОВОРЫ С ВОЖДЯМИ ИНДИЙСКОЙ БУРЖУАЗИИ

Не может Макдональд ничего пред­принять и в смысле разрешения конф­ликта с бунтующей Индией. Хотя анг­лийское официальное сообщение и оп­ровергло слухи о закулисных перего­ворах, шедших между мелко-буржуаз­ным вождем индийских националистов Ганди и сотрудником официоза рабочей партии „Дейли Геральд", специально командированным Макдональдом в Ин­дию, тем не менее более чем вероятно, что Макдональд зондировал почву для того, чтобы узнать, на каких условиях индийская буржуазия согласилась бы примириться с Англией и прекратить кампанию „гражданского повиновения*. Несомненно, что Ганди не был бы осо­бенно требователен, так как индийская буржуазия не менее английской боится революционного движения масс и, в особенности, крестьянского восстания. Но английский империализм находится в безвыходном положении. Предоста­вить Индии права доминиона (само­управляющейся колонии) на манер Ав­стралии или Канады—значит рисковать лишиться индийского рынка, так как индийский капитал, несомненно, поста­рался бы вытеснить своих английских конкурентов. Продолжать же усмирение Индии чисто полицейскими средствами —означало бы не иметь ни мунуты по­коя и рисковать дальнейшим углубле­нием революционного движения, так как трудящиеся массы совершенно не намерены ограничиваться только тре­бованием куцой независимости. Однако, английским империалистам все же ско­рее всего придется избрать второй путь, в надежде, что индийская бур­жуазия, испугавшись размаха револю­ционного движения, в конце концов протянет руку помощи Англии.

ВОССТАНИЕ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ИНДИИ

Тем временем кампания „гражданско­го неповиновения" все больше выходит за рамки, поставленные ей мелкобур­жуазными вождями. О пассивном со­противлении никто в Индии уже не думает. Даже те сторонники Ганди, ко­торые рассчитывают одолеть Англию пу­тем нарушения соляной монополии или отказа от платежей налогов, все чаще прибегают к насилию в борьбе с ан­глийскими властями. Что же касается крестьянских масс, то в целом ряде провинций они приступили к разреше­нию аграрного вопроса путем захвата помещичьих земель. А в северо-зацад- ных провинциях, населенных воинст­венными племенами афганского проис­хождения, борьба приняла характер от­крытого вооруженного восстания, для усмирения которого Англия вынуждена посылать эскадрильи самолетов и войска с артиллерией. Особенно пугает англи­чан движение „красных рубашек", око- тором английские газеты рассказывают чрезвычайно сенсационные вещи. „Крае- норубашечники" носят будто бы знач­ки с изображением серпа и молота и находятся под командой коммунистов. Обстоятельство это дает, разумеется, консервативным депутатам англий­ского парламента желанный повод для обвинения советского правительст­ва в разжигании гражданской войны в Индии. Так или иначе, на северо-запа­де Индии несомненно идет обширное крестьянское восстание, которое может оказаться заразительным примером для прочих областей величайшей англий­ской колонии.

РЕВОЛЮЦИОННО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИНДО-КИТАЕ

До последнего времени империали­стическим державам доставляли наи­большие заботы две революционные страны Дальнего Востока—Индия и Ки­тай. Ныне в борьбу колониальных на­родов против империализма все реши­тельнее начинает вступать и француз­ская колония Индо-Китай. Достаточно посмотреть на карту юго-восточной Азии, чтобы увидеть, что Индо-Китай является как бы (мостом между Китаем и Индией. Было бы неестественно, если бы при этих условиях Индо-Китай, же­стоко угнетаемый французской буржуа­зией, не начал бы освободительной борьбы и не выдвинул бы требования своей независимости. Начиная с февра­ля в Индо-Китае не прекращаются де­монстрации, забастовки и вооруженные выступления против французских за­воевателей. Попытки восстаний имели место в ряде пунктов. И хотя все они были жестоко подавлены французами и участники выступлений подверглись жестоким наказаниям, тем не менее ни массовые расстрелы, ни смертные казни оказываются уже не в состоянии оста­новить движение.

Как это вообще принято в настоящее время, буржуазные журналисты и по­литические деятели первым делом об­винили в революционном движении в Индо-Китае „советских агитаторов". Даже фрапцузский генерал-губернатор Индо-Китая не постеснялся поддержать лживую легенду о „московских день­гах", которыми будто бы снабжаются индо-китайские революционеры. Но, со­вершенно очевидно, что, как и во всех колониальных странах, причиной нацио­нально-освободительного движения яв­ляются жестокая эксплоатация тузем­цев и их полное бесправие. Никакие басни о „руке Москвы" не смогут уст­ранить того факта, что со вступлением Индо-Китая в ряды колониальных стран, борющихся с европейскими завоевате­лями, угроза, нависшая над империа­лизмом, в огромной степени увеличи­вается, а вместе с тем подрывается и один из сильнейших устоев, на кото­рые опирается современный капита­лизм.

С. Яворский.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости