ЗАБАСТОВКИ В МАНСФЕЛЪДЕ
4 тысяч рабочих медного комбината в Мансфельде (Саксония) забастовали в ответ на требование предпринимателей согласиться на снижение зарплаты на 15 процентов. Хотя по сравнению с общим количеством горняков и металлистов в Германии, число бастующих в Мансфельде составляет ничтожный процент, тем не менее принципиальное значение начавшейся борьбы далеко выходит за рамки чисто экономического конфликта. Попытка заправил медного треста снизить зарплату своих рабочих является не более как авангардной вылазкой, имеющей целью прощупать обороноспособность германского пролетариата накануне подготавливаемого капиталистами общего наступления на условия его труда.
ИЗДЕРЖКИ КРИЗИСА-НА РАБОЧИЙ КЛАСС
Германская буржуазия, сумевшая при помощи социал-демократии переложить на трудящиеся массы все издержки по плану Юнга и обложившая их громадными налогами в пользу помещиков, намеревается теперь повести прямую атаку на заработную плату германских пролетариев, чтобы переложить на них также и все издержки свирепствующего в Германии хозяйственного кризиса. Для того, чтобы германские товары могли успешно конкурировать с товарами прочих капиталистических стран на мировых рынках, необходимо снизить их продажные цены. И, следовательно, их себестоимость. Но предприниматели меньше всего расположены Жертвовать ради такого снижения своими прибылями. Даже цифры буржуазной статистики показывают, что, несмотря на промышленный кризис и сокращение сбыта, прибыли германских капиталистов нисколько не уменьшились за истекший хозяйственный год.
Снижение себестоимости товаров буржуазия хочет теперь осуществить путем уменьшения зарплаты и общего ухудшения условий труда рабочих.
РОСТ ВЛИЯНИЯ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ПРОФОППОЗИЦИИ
Для того, чтобы обеспечить трестированному капиталу беспрепятственное проведение его планов, социал-демократия и реформистские вожди профсоюзов прилагают все старания к тому, чтобы убедить рабочих в необходимости жертв во имя .спасения йациональной промышленности". Однако, эта проповедь капитуляции перед капиталистами встречает все большее сопротивление со стороны рабочих. Популярность и влияние революционной профоггпозиции в огромной степени увеличились благодаря тому, что предательская тактика социал - фашистов становится понятной самым широким массам трудящихся. В частности, в Мансфельде советы реформистских вождей отказаться от борьбы и постараться войти в соглашение с предпринимателями не встретили ни малейшего сочувствия среди рабочих, которые по совету деятелей революционной профоппозиции избрали стачечные комитеты, организовали отряды рабочей самообороны и вовлекли в движение массы неорганизованных рабочих. Для того, чтобы не остаться в хвосте движения, реформисты об'явили и себя сторонниками борьбы. Но это не мешает им вести закулисные переговоры с предпринимателями в целях отыскания какого-нибудь компромисса на почве уступок со стороны рабочих.
СОЦИАЛ-ФАШИЗМ-НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ КАПИТАЛА
Само собой разумеется, что правительство и руководящие буржуазные круги превосходно понимают все значение забастовки в Мансфельде, где рабочие освободились от развращающего влияния социал-реформизма. Исход борьбы в Саксонии приобретает для них особую важность в виду того, что они проектируют поход на рабочий класс во всегерманском масштабе. Поэтому, на ряду с мобилизацией военных и полицейских сил и с посылкой на место забастовки отрядов штрейкбрехерской буржуазной организации „техническая помощь", усилились тайные переговоры между руководителями капиталистических организаций и вождями реформистских профсоюзов о соглашении, которое позволило бы капиталистам снизить зарплату „на законном основании".
Так как нет ничего тайного, что рано или поздно не стало бы явным, той секретные переговоры между промышленниками и профсоюзными вождями стали известны широкой публике. Оказалось, что в то время как профсоюзные бюрократы в Мансфельде об'явили себя сторонниками забастовочной тактики, руководители Всегерманского профсоюзного об'одинения вырабатывали с председателями предпринимательских союзов договор о сотрудничестве. Основой этого сотрудничества должно было явиться снижение зарплаты, так как нынешний уровень заработков германских рабочих будто бы непосилен для германской промышленности. И нужно сказать, что если переговоры пока не увенчались успехом, то не в результате требовательности „рабочих вождей", а вследствие нежелания наиболее непримиримых предпринимателей итти на слишком большие, по их мнению, уступки.
НЕИЗБЕЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДАТЕЛЬСТВА
Это грязное предательство социал- фашистских вождей, несомненно, будет иметь большие последствия и произведет значительный перелом в настроении рабочих, еще идущих за социал- демократами. Нужно иметь в виду, что
1 июля кончается срок коллективного договора между металлистами и предпринимателями самой крупной промышленной Области Германии—Рура. Капиталисты заявили уже о своем намерении снизить зарплату на 10 проц.. Германия таким образом находится накануне громадных классовых боев, все последствия которых трудно даже предусмотреть.
БАНКРОТСТВО МАКДОНАЛЬДА В БОРЬБЕ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ
Классовые конфликты сотрясают и Британскую империю, стоящую, однако, на гораздо более прочных экономических основаниях, нежели послевоенная Германия. Правда, случаев открытых классовых боев здесь меньше, хотя забастовка шерстяников в Йоркшире продолжается с прежним упорством и только небольшая часть ста тысяч бастующих рабочих поддалась на посулы предпринимателей и угрозы профбюро- кратов. Стабилизация английского капитализма сильнее всего расшатывается безработицей, в огромной степени увеличившейся, несмотря на обещания правительства Макдональда решительно справиться с нею.
Число безработных за год пребывания Макдональда у власти увеличилось на 500 тыс. человек. Это обстоятельство является одним из слабых мест „рабочего" правительства и дает консерваторам легкую возможность атаковать Макдональда, упрекая его в неуменьи справиться с хозяйственными затруднениями. Результатом неудачной политики „рабочего" правительства в деле борьбы с безработицей является уход министра по делам безработицы матерого предателя Томаса с занимаемого им поста. Конечно, рост безработицы в Англии является естественным результатом хозяйственного кризиса, свирепствующего теперь во всем капитали- стичесном мире. Но правительство Макдональда помогло увеличению безработицы, содействуя английским капиталистам в их попытках рационализировать их предприятья. Отставка Томаса —не бодее как перемена декорации, так как мелкобуржуазное правительство Макдональда ничего не может и не хочет сделать для борьбы с настоящим виновником безработицы— капиталистическим режимом.
ПЕРЕГОВОРЫ С ВОЖДЯМИ ИНДИЙСКОЙ БУРЖУАЗИИ
Не может Макдональд ничего предпринять и в смысле разрешения конфликта с бунтующей Индией. Хотя английское официальное сообщение и опровергло слухи о закулисных переговорах, шедших между мелко-буржуазным вождем индийских националистов Ганди и сотрудником официоза рабочей партии „Дейли Геральд", специально командированным Макдональдом в Индию, тем не менее более чем вероятно, что Макдональд зондировал почву для того, чтобы узнать, на каких условиях индийская буржуазия согласилась бы примириться с Англией и прекратить кампанию „гражданского повиновения*. Несомненно, что Ганди не был бы особенно требователен, так как индийская буржуазия не менее английской боится революционного движения масс и, в особенности, крестьянского восстания. Но английский империализм находится в безвыходном положении. Предоставить Индии права доминиона (самоуправляющейся колонии) на манер Австралии или Канады—значит рисковать лишиться индийского рынка, так как индийский капитал, несомненно, постарался бы вытеснить своих английских конкурентов. Продолжать же усмирение Индии чисто полицейскими средствами —означало бы не иметь ни мунуты покоя и рисковать дальнейшим углублением революционного движения, так как трудящиеся массы совершенно не намерены ограничиваться только требованием куцой независимости. Однако, английским империалистам все же скорее всего придется избрать второй путь, в надежде, что индийская буржуазия, испугавшись размаха революционного движения, в конце концов протянет руку помощи Англии.
ВОССТАНИЕ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ИНДИИ
Тем временем кампания „гражданского неповиновения" все больше выходит за рамки, поставленные ей мелкобуржуазными вождями. О пассивном сопротивлении никто в Индии уже не думает. Даже те сторонники Ганди, которые рассчитывают одолеть Англию путем нарушения соляной монополии или отказа от платежей налогов, все чаще прибегают к насилию в борьбе с английскими властями. Что же касается крестьянских масс, то в целом ряде провинций они приступили к разрешению аграрного вопроса путем захвата помещичьих земель. А в северо-зацад- ных провинциях, населенных воинственными племенами афганского происхождения, борьба приняла характер открытого вооруженного восстания, для усмирения которого Англия вынуждена посылать эскадрильи самолетов и войска с артиллерией. Особенно пугает англичан движение „красных рубашек", око- тором английские газеты рассказывают чрезвычайно сенсационные вещи. „Крае- норубашечники" носят будто бы значки с изображением серпа и молота и находятся под командой коммунистов. Обстоятельство это дает, разумеется, консервативным депутатам английского парламента желанный повод для обвинения советского правительства в разжигании гражданской войны в Индии. Так или иначе, на северо-западе Индии несомненно идет обширное крестьянское восстание, которое может оказаться заразительным примером для прочих областей величайшей английской колонии.
РЕВОЛЮЦИОННО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИНДО-КИТАЕ
До последнего времени империалистическим державам доставляли наибольшие заботы две революционные страны Дальнего Востока—Индия и Китай. Ныне в борьбу колониальных народов против империализма все решительнее начинает вступать и французская колония Индо-Китай. Достаточно посмотреть на карту юго-восточной Азии, чтобы увидеть, что Индо-Китай является как бы (мостом между Китаем и Индией. Было бы неестественно, если бы при этих условиях Индо-Китай, жестоко угнетаемый французской буржуазией, не начал бы освободительной борьбы и не выдвинул бы требования своей независимости. Начиная с февраля в Индо-Китае не прекращаются демонстрации, забастовки и вооруженные выступления против французских завоевателей. Попытки восстаний имели место в ряде пунктов. И хотя все они были жестоко подавлены французами и участники выступлений подверглись жестоким наказаниям, тем не менее ни массовые расстрелы, ни смертные казни оказываются уже не в состоянии остановить движение.
Как это вообще принято в настоящее время, буржуазные журналисты и политические деятели первым делом обвинили в революционном движении в Индо-Китае „советских агитаторов". Даже фрапцузский генерал-губернатор Индо-Китая не постеснялся поддержать лживую легенду о „московских деньгах", которыми будто бы снабжаются индо-китайские революционеры. Но, совершенно очевидно, что, как и во всех колониальных странах, причиной национально-освободительного движения являются жестокая эксплоатация туземцев и их полное бесправие. Никакие басни о „руке Москвы" не смогут устранить того факта, что со вступлением Индо-Китая в ряды колониальных стран, борющихся с европейскими завоевателями, угроза, нависшая над империализмом, в огромной степени увеличивается, а вместе с тем подрывается и один из сильнейших устоев, на которые опирается современный капитализм.
С. Яворский.