Постановление ОК ВКП(б) от 27 августа о том, чтобы к 1 ноября план гарнцевого сбора был выполнен не менее чем на одну треть, — обязывает казанскую областную контору „Союзхлеб", ее низовые филиалы и местные органы власти напрячь все усилия к тому, чтобы форсировать поступление гарнца, как одной из составных частей хлебозаготовок.
Сведения, имеющиеся в „Союзхлебе", и ряд донесений рабочих бригадников с мест, наконец, официальные сводки о поступлении гарнца за 1 декаду сентября свидетельствуют, что никакого перелома в сторону упорядочения и форсирования сбора гарнца нет.
На 10 сентября, если исходить из планов „Союзхлеба", должно быть собрано не менее — 14,3 проц, годового плана, Собрано же на 11 сентября всего лишь—7,5 проц,
Директивы партии об усилении грани- цевого сбора пока еще не вызвали у местных работников чувства ответственности.
В числе наиболее отстающих по поступлению гарнцевого сбора являются Буинский кантон (2,8 проц.), Нурлатский (1,8 проц.) и Кайбицкий (2,4 проц.) районы. Эти, как и ряд других районов, раньше объясняли слабое поступление незначительным размолом зерна. Сейчас же, когда в основном хлебоуборочная кампания закончилась и крестьяне повезли хлеб на мельницы—такие объяснения ниже всякой критики и вряд ли могут кого-либо убедить. Но на смену „незначительному размолу" пришли другие „обстоятельства", вроде того, что „нет тары для гарнца", „нельзя вывозить гарнец из глубинных пунктов, ибо нет гужа".
При более внимательном ознакомлении с положением на местах оказывается, что все эти „нети" подобны по своей убедительности разговорам о „незначительном" размоле. Безответственность работников мельничного хозяйства, задерживающих на мельнице гарнец, преступные действия некоторых местных советских и кооперативных работников, чиновничья инертность работников „Союзхлеба" и злостная несдача гарнцеваго сбора со стороны частных владельцев мельниц — вот что послужило причиной того, что к 11 сентября гарнец недобран ровно наполовину.
Нурлатский элеватор сообщает, что Чулпановское кредитное т-во, согласно распоряжению райколхозсоюза, производит с гарнцевым сбором всякого рода манипуляции и по сей день ни одного центнера государству еще не сдало. Вместо решительной борьбы с подобными явно преступными действиями работники элеватра „констатируют" недопустимость подобных явлений, а местные советские организации и органы юстиции стоят в стороне. Подобные же факты имеют место и в Егор- кинской и Кривоозерской волостях, в которых, как свидетельствуют акты, гарнцевый сбор залеживается и разбазаривается.
Надо признать, что неправильное расходование гарнца, как и его несвоевременная сдача, несмотря на все директивы партии и правительства, не встречают суровой и решительной борьбы. Еще незарегистрирован ни один случай, чтобы работники, уклонявшиеся от правильного исполнения директив о гарнце, понесли конкретную ответственность.
По частным (а значит, далеко неполным) информационным сведениям, имеющимся у „Союзхлеба", в глубинных пунктах, на мельницах осело до 3.000 тонн гарнцевого сбора. Нужно ли доказывать, что эти 3.000 — цифра далеко неполная. Ибо опять-таки частные сведения „Союзхлеба" говорят, что частно-собственнический сектор мукомольных предприятий в Буинском кантоне июльское и августовское задания гарнцу выполнил всего лишь на 34 проц, (к месячному плану).
Кстати, об частно-собственническом секторе. Кроме сведений из Буинска казанская контора „Союзхлеба" ничего не знает, как частник выполняет задание по сдаче государству гарнцевого сбора. Наблюдение за этим участком передано оппортунистическому забвению. А ведь „Буинские сведения" сигнализируют опасность! Частник саботирует задания по сдаче гарнца и, задерживая у себя зерно, истошно вопит, „что хотите, то и делайте, а вывезти не могу... не на чем"... Пока что, эти истошные крики имеют свой „успех" (по крайней море для частника).Он гарнец не сдает, а местные работники (да и областные работники „Союзхлеба" недалеко ушли), миндальничают с ним.
27 августа Бюро ОК ВКП (б) предложило „Союзхлебу" добиться поступления к 1-му ноября не менее одной трети годового плана по гарнцевом сбору, решительно прекратить наблюдающееся в отдельных местах разбазаривание гарнца, обеспечить полную сдачу и быстрый вывоз заготовленного гарнца на линейные пункты. Как мы видим, это постановление не выполняется.
Последняя декада не принесла никаких изменений в смысле прекращения преступного разбазаривания и задержки гарнца, последняя декада не дала нужных сдвигов в сторону успешного поступления гарнца на линейные пункты. Его поступило всего лишь 1.702 тонны.
Местные организации и органы „Союзхлеба" должны помнить, что план „Союзхлеба* предусматривает к 1 октября выполнение годового плана по гарнцу на 24 проц, или 15013 тонн. Это обязывает их напрячь все усилия и добиться того, чтобы к собранным 4714 тоннам дать государству за две последние декады 10 с лишним тысяч тонн гарнцевого сбора.
Отсюда и нужно исходить, В течение ближайших же дней весь гарнец, осев ший на глубинных пунктах, на мельницах, должен быть вывезен на линейные пункты, при чем в особо исключительных случаях и при учете полевых работ можно применять гужевую повинность.