РЕОРГАНИЗАЦИЯ ВУЗОВ ПРОХОДИТ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

Небывало бурный темп индустриализации страны, значительно превышающая всякие плановые предположения коллективизация сельского хозяйства, решительно и настойчиво выдвигают все новые и новые требования к учебным заведениям, главным образом, в отношении ускорения темпов выпуска специалистов и повышения их квалификации.
Ноябрьский (29 года) пленум ЦК уделил исключительное внимание этому вопросу. Он отметил неудовлетворительное выполнение директив июльского (28 г.; пленума ЦК и выдвинул ряд важнейших практических задач по коренной пере-стройке вузовской работы. Пленум ЦК дал категорические указания всем партийным, профессиональным и хозяй-ственным организациям «поставить в центре своей работы выполненне этой важнейшей задачи, организуя вокруг этого активность широких пролетарских масс».
Казалось бы, теперь мы уже должны иметь заметный сдвиг в деле подготовки кадров или хотя бы какие-нибудь признаки перелома во всей вузовской жизни на основе приспособления ее к быстрым темпам народно - хозяйственного развития страны. Однако, никаких существенных достижений мы еще не видим.
Всероссийское ректорское совещание подвергло чрезвычайно резкой критике всю деятельность Главпрофобра РСФСР и всю систему вузовской работы. Нарком просвещения тов. Бубнов заявил на совещании: «следует прямо и откровенно сказать, что итоги полутора месяцев, прошедших со времени ноябрьского пленума, свидетельствуют о неудовлетвори-тельности проделанной работы. Кое-что удалось сделать, но в общем и целом итоги ни в какой мере нельзя признать Удовлетворительными. Мы значительно опоздали с реорганизацией Главпрофобра. Нужно было раньше укрепить его людьми, а также повысить качество его работы. То, что мы запоздали с реорганизацией Главпрофобра, сейчас болезнен-
но отражается на всем размахе реформы высшей школы».
Это заявление целиком поддержали и работники мест. Почти все выступавшие товарищи говорили о больших и малых препятствиях, мешающих успешному выполнению директив партии. Особенно много жалоб было на руководство вузами сверху, на бумажно-циркулярные формы и методы работы Главпрофобра, фактически оторванного от мест и незнающего о действительном положении об'единяемой им сети учебных заведений. Да и сам тов. Вышинский, началь-ник Главпрофобра, в своем докладе заявил следующее: «Наше руководство недостаточно. Всю систему работы Глав-профобра характеризует централизация, доведенная до крайнего предела. Эту систему нужно коренным образом изме-нить. Втузам должна быть предоставлена большая самостоятельность. Некоторые из них будет целесообразно передать в мандатное управление местных отделов народного образования. Следует отказаться от практикующейся сейчас мелоч-ной опеки».
Но было бы ошибочным предполагать, что лишь Главпрофобр так плохо работает в области перестройки своих учеб-ных заведений. К сожалению, и Главвтуз ВСНХ Союза и друг, органы, непосредственно руководящие подготовкой кад-ров, мало чем отличаются по качеству своей работы от Главпрофобра. И у них много существенных недочетов, которыми чуть не ежедневно пестрят страницы разных газет («Комсом. Правда», «Экономическая Жизнь» и др.).
Места также не смогли добиться заметных успехов. Вузы Казани в этом отношении не составляют исключения. До сих пор работа по перестройке учебной жизни в основном проходит у нас так же скверно, как и в других местах. Правда, кое-что сделано, но нам не удается приковать к делу выполнения ноябрьских директив внимание всей пролетарской
общественности с тем, чтобы при ее помощи и под ее контролем, добиться определенных практических успехов.
Разработанные сейчас предварительные намотки должны внести коренное улучшение в работу местных вузов, как по линии сокращения сроков обучения, так и в смысле повышения качества обучающихся, путем активизации методов пре-подавания, значительного развертывания и улучшения непрерывной производственной практики, устранения много- предметности и т .д.
Например, Сельхозинститут перестраивается
на основе трехлетнего срока обучения. В соответствии в этим уточняется целевая установка и специализация по факультетам и отделениям. На агро- факе общеобразовательные дисциплины снижаются до 25 процентов всего круга, вместо нынешних 50 процентов. Еще большее снижение намечено по лесфаку, за счет максимального углубления спе-циальных наук, необходимых работнику данной отрасли.
Сельхозинститут в ближайшее время ускоряет выпуск засидевшихся на последних курсах. Так, в начале марта будет выпущено из стен вуза 260 человек. Заметим кстати, что таких крупных выпусков еще не было в истории института.
Сельхозинститут разработал также планы расширения существующих и создания новых факультетов и отделений, что приведет к увеличению контингента поступающих.
Довольно большая работа проведена и в Политехническом институте. За три месяца существования втуза он уже в третий раз «перестраивается». Сперва был установлен четырехгодичный срок обучения, потом — в три года с половиной и, наконец, в три года. Втуз фактически только и делал, что составлял новые программы и учебные планы. Поэтому необходимо обеспечить ему наибольшую помощь в развертывании его работы, особенно учитывая, что в этом году он будет значительно расширен и что у него весьма благоприятные перспективы, как национально-краевого вуза.
К пересмотру учебных планов и программ этих двух вузов, наконец-то, удалось привлечь и не-вузовских работников (так, план химфака втуза обсуждался специалистами Вахитовского завода, план лесфака Сельхозинститута обсуждался на широком совещании в Лесо- тресте). Эти опыты надо продолжать, распространив их на все наши учебные заведения. Эта мера должна оказать существенную помощь, особенно в смысле конкретизации и приспособления вузовских программ и планов к местным особенностям и условиям.
Улучшение всей системы работы учебных заведений, на основе директив партии, встречает определенное сопро-тивление классовых врагов в лице реакционной, консервативной части научных работников и отсталых слоев студенче-ства. Нужно прямо признать, что и на этом участке классовой борьбы сила сопротивления определяется, понятно, прежде всего, силой и степенью нашего действия, нашего наступления. Если мы в Казани до сих пор еще не наблюдали большого количества ярко враждебных нам выступлений со стороны отдельных профессоров, то это об'ясняется отнюдь не тем, что у нас, в отличие от других городов, все научные работники беззаветно преданы выдвинутым партией за-дачам. Истинная причина кроется в том, что мы еще слабо наступили на «мозоль» и лишь подходим к действительному выкорчевыванию негодных старых навыков и традиций, которые бесспорно еще сильны в наших вузах. Надо решительно изжить иллюзию о том, что перестройку учебных заведений мы проведем при благосклонном и активном участии всех научных работников и специалистов. Нам нужно привлечь на свою сторону новые слои из числа ныне колеблющихся, «нейтральных» научных работников, одновременно нанося сокрушительные удары по неисправным реакционерам и врагам, срывающим дело подготовки пролетарских кадров специалистов.
Успешное выполнение директив ноябрьского пленум а требует также серьезного улучшения и перестройки работы всех студенческих-: организаций. Мы и здесь продвигаемая очень слабо, неумело и нерешительно. Студпрофорганизации все еще страдаю»- неумением переключить свою энергия to и мобилизовать массы вокруг конкретной борьбы на важнейших участках работы. До сих пор не поставлены в центр внимания вопросы непосредственно-производственного характера: борьба за качество продукции, изживание второгодничества, повышение труддисциплины и проч.
Очень слаба инициатива в смысле полного отказа от какого бы то ни было администрирования, но зато, в связи с введением единоначалия, наблюдается стремление студоорганизаций отстраниться от активной роли в жизни вузов. Этим настроениям не должно быть места, ибо мероприятия в области перестройка вузов требуют от mac развертывания мас-совой и воспитательной работы среди пролетарского студенчества. Надо создать во всех учебных заведениях произ-водственные совещания, привлекая студенчество и научных работников к участию в учебно-производственной жизни. Эти совещания, которые необходимо привлечь вневузовскую общественность, должны, на основе широкой самокритики и социалистического соревнования, стать центром теоритической активности в вопросах реконструкции учебных заведе-ний.
Всемерно развертывая общественно- политическую работу, надо втягивать в нее всю основную массу студенчества и об'явить самую решительную борьбу недисциплинированности, расхлябанности и разгильдяйству в наших рядах.
В. Аеров.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости