Закончившийся на-днях пленум Облбюро пролетстуда подвел основные итоги истекающего учебного года, главным образом под углом осуществления в наших местных условиях ноябрьских решений партии по вопросу о кадрах. Пленум, на основе большого опыта, накопленного в учебных заведениях Татарии, подверг основательной критике и проверке всю систему мероприятий по перестройке вузов и техникумов. Нужно признать, что в общем за истекшее после ноябрьского пленума ЦК полугодие проделана весьма значительная работа и в основном удалось добиться заметного перелома в смысле осознания тех больших задач и ответственности, которые партией возложены на учебные заведенич. Мы добились почти по всем учебным
ведениям пересмотра сроков обучения в сторону их сокращения. На реальную почву поставлен вопрос о форсировании выпуска специалистов. Произведен досрочный выпуск по ряду вузов и техникумов, давший стране (и в частности народному хозяйству Татарии) не одну сотню молодых, преданных рабочему классу, специалистов.
Большая работа проделана по пересмотру учебных планов и программ в связи с уточнением целевой установки отдельных учебных заведений, факультетов и отделений. Эти планы и программы в значительной мере разгружены от хлама, от ненужных для данной специальности предметов.
Положено начало введению (в действительности, а не только на бумаге) активных методов преподавания. Повысилась трудовая дисциплина студенчества и научных работников.
Однако, наряду С этим у нас еще остаются крупнейшие недочеты. Наиболее чувствительным недочетом, требующим к себе на ближайший период особейно серьезного внимания, является вопрос о качестве, вопрос о перестройке вузов- ско - техникумской жизни по существу. Пока же мы — надо признаться — подчас в погоне за количеством, за внешним эффектом, забываем о качестве. Борьба за повышение качества должна и может быть развернута особенно сейчас, в связи с осуществлением отраслевого принципа, при котором вся работа учебных заведений будет максимально конкретизирована и целиком приспособлена к потребностям данной отрасли народного хозяйства. Коренное улучшение качества одинаково необходимо и в отношении активизации методов преподавания и в отношении производственной практики.
Пленум снова вернулся к обсуждению вопроса об осуществлении национальной политики в учебных заведениях. Этот вопрос был проработан на февральском пленуме областного бюро пролетстуда, наметившем мероприятия по осуществлению директив Татобкома ВКП(б) по национальному вопросу. Практика послед них месяцев еще раз подтверждает, что вузовская общественность еще не заострила внимание на вопросах проведения национальной политики. Почти повсеместно принимается много прекрасных резолюций, но это в очень слабой степени подкрепляется делами.. Достигнутые, бла годаря энергичному нажиму партийной организации, крупные успехи в разрешении национального вопроса в учебных заведениях кружат кое-кому головы, приводят к совершенно необсонованному самообольщению. Между тем, проблема подготовки пролетарских кадров специалистов из националов, в особенности высококвалифицированных научно - педагогических кадров, продолжает оставаться чрезвычайно актуальной и требует решительных усилий со стороны всех организаций .Надо, чтобы пролетарское студенчество и в этом деле проявляло максимум инициативы и заботливости. Нужно добиться активных действий (а не одних лишь резолюций) от научных работников, чья помощь особенно важна и может дать большие результаты. Мы настаиваем на том, чтобы каждый вуз и техникум немедленно приступил к составлению конкретных планов проведения национальной политики в течение ближайшего года (или максимум двух лет). Эти планы должны быть подвергнуты серьезному обсуждению студенчества и научных работников, с тем, чтобы обеспечить регулярный контроль общественности над его практическим проведением.
От Наркомпроса ТР требуется гораздо большее И систематическое (а не от случая к случаю) воздействие на ход этой работы. Он должен, между прочим, немедленно принять меры к улучшению постановки преподавания татарского языка в учебных заведениях, к укреплению преподавательских кадров в национальных техникумах и рабфаках и т. п.
Усиление нашего внимания к национальному вопросу должна способствовать всемерному усилению интернациональной сплоченности студенчества и научных работников. Нужно развернуть работу по интернациональному воспитанию, решительно борясь со всякими проявлениями великодержавного шовинизма и местного национализма.
Истекающий учебный год вузы и техникумы Татарии закончат с «активным балансом» и с большими успехами, чем когда - либо раньше. Но перед нами стоят еще сложнейшие задачи, быстрого решения которых властно требуют бурно растущие темпы социалистического строительства. Надо быстрее, энергичней пе- перестраиваться. В частности, много лучшего оставляет желать работа студенческих организаций по классовому воспитанию широких масс студенчества, по вовлечению их в перестройку учебных заведений. Здесь нужна не только помощь, но и непосредственное руководство профсоюзов. Однако, ни того, ни другого мы почти не имеем. Большинство татотделов союзов (под руководством Татпрофсовета) на фронте борьбы за кадры и руководства студенчеством проявляет нетерпимое благодушие. А некоторые татотделы лишь недавно узнали(?), что руководить пролетарским студенчеством — это «тоже» их дело. С этим возмутительным отношением надо раз навсегда покончить.
В ближайшее время начнется реорганизация (по отраслевому признаку) почти всех вузов и ряда техникумов. Пленум областного бюро единодушно высказался за усиление подготовительной работы к расчленению университета и созданию вместо него самостоятельных однородных институтов. Во всем этом роль профсоюзных организаций должна быть значительной. Мы требуем от них не только перманентных «признаний» слабости работы в области кадров, но и активных действий.
Мы ждем также гораздо большей активности со стороны научных работников.
В. А.