ПЕРЕСТРОЙКА ВУЗОВ НЕ ЗАКОНЧЕНА. ЖДЕМ БОЛЬШЕЙ АКТИВНОСТИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ

Закончившийся на-днях пленум Облбюро пролетстуда подвел основные итоги истекающего учебного года, глав­ным образом под углом осуществления в наших местных условиях ноябрьских решений партии по вопросу о кадрах. Пленум, на основе большого опыта, на­копленного в учебных заведениях Тата­рии, подверг основательной критике и проверке всю систему мероприятий по перестройке вузов и техникумов. Нужно признать, что в общем за истекшее после ноябрьского пленума ЦК полугодие про­делана весьма значительная работа и в основном удалось добиться заметного перелома в смысле осознания тех боль­ших задач и ответственности, которые партией возложены на учебные заведенич. Мы добились почти по всем учебным

ведениям пересмотра сроков обучения в сторону их сокращения. На реальную почву поставлен вопрос о форсировании выпуска специалистов. Произведен до­срочный выпуск по ряду вузов и техни­кумов, давший стране (и в частности на­родному хозяйству Татарии) не одну сотню молодых, преданных рабочему классу, специалистов.

Большая работа проделана по пере­смотру учебных планов и программ в связи с уточнением целевой установки отдельных учебных заведений, факуль­тетов и отделений. Эти планы и програм­мы в значительной мере разгружены от хлама, от ненужных для данной специ­альности предметов.

Положено начало введению (в действи­тельности, а не только на бумаге) актив­ных методов преподавания. Повысилась трудовая дисциплина студенчества и на­учных работников.

Однако, наряду С этим у нас еще ос­таются крупнейшие недочеты. Наиболее чувствительным недочетом, требующим к себе на ближайший период особейно серьезного внимания, является вопрос о качестве, вопрос о перестройке вузов- ско - техникумской жизни по существу. Пока же мы — надо признаться — под­час в погоне за количеством, за внешним эффектом, забываем о качестве. Борьба за повышение качества должна и может быть развернута особенно сейчас, в связи с осуществлением отраслевого прин­ципа, при котором вся работа учебных заведений будет максимально конкрети­зирована и целиком приспособлена к по­требностям данной отрасли народного хозяйства. Коренное улучшение качества одинаково необходимо и в отношении активизации методов преподавания и в отношении производственной практики.

Пленум снова вернулся к обсуждению вопроса об осуществлении национальной политики в учебных заведениях. Этот вопрос был проработан на февральском пленуме областного бюро пролетстуда, наметившем мероприятия по осуществле­нию директив Татобкома ВКП(б) по на­циональному вопросу. Практика послед них месяцев еще раз подтверждает, что вузовская общественность еще не заост­рила внимание на вопросах проведения национальной политики. Почти повсеме­стно принимается много прекрасных ре­золюций, но это в очень слабой степени подкрепляется делами.. Достигнутые, бла годаря энергичному нажиму партийной организации, крупные успехи в разреше­нии национального вопроса в учебных заведениях кружат кое-кому головы, приводят к совершенно необсонованному самообольщению. Между тем, проблема подготовки пролетарских кадров специа­листов из националов, в особенности вы­сококвалифицированных научно - педа­гогических кадров, продолжает оставать­ся чрезвычайно актуальной и требует решительных усилий со стороны всех ор­ганизаций .Надо, чтобы пролетарское сту­денчество и в этом деле проявляло ма­ксимум инициативы и заботливости. Нуж­но добиться активных действий (а не одних лишь резолюций) от научных ра­ботников, чья помощь особенно важна и может дать большие результаты. Мы на­стаиваем на том, чтобы каждый вуз и техникум немедленно приступил к со­ставлению конкретных планов проведе­ния национальной политики в течение ближайшего года (или максимум двух лет). Эти планы должны быть подверг­нуты серьезному обсуждению студенче­ства и научных работников, с тем, чтобы обеспечить регулярный контроль обще­ственности над его практическим прове­дением.

От Наркомпроса ТР требуется гораздо большее И систематическое (а не от слу­чая к случаю) воздействие на ход этой работы. Он должен, между прочим, не­медленно принять меры к улучшению постановки преподавания татарского языка в учебных заведениях, к укрепле­нию преподавательских кадров в нацио­нальных техникумах и рабфаках и т. п.

Усиление нашего внимания к нацио­нальному вопросу должна способство­вать всемерному усилению интернацио­нальной сплоченности студенчества и на­учных работников. Нужно развернуть работу по интернациональному воспита­нию, решительно борясь со всякими про­явлениями великодержавного шовинизма и местного национализма.

Истекающий учебный год вузы и тех­никумы Татарии закончат с «активным балансом» и с большими успехами, чем когда - либо раньше. Но перед нами сто­ят еще сложнейшие задачи, быстрого ре­шения которых властно требуют бурно растущие темпы социалистического стро­ительства. Надо быстрее, энергичней пе- перестраиваться. В частности, много лучшего оставляет желать работа сту­денческих организаций по классовому воспитанию широких масс студенчества, по вовлечению их в перестройку учеб­ных заведений. Здесь нужна не только помощь, но и непосредственное руковод­ство профсоюзов. Однако, ни того, ни другого мы почти не имеем. Большинст­во татотделов союзов (под руководством Татпрофсовета) на фронте борьбы за кадры и руководства студенчеством про­являет нетерпимое благодушие. А неко­торые татотделы лишь недавно узнали(?), что руководить пролетарским студенче­ством — это «тоже» их дело. С этим воз­мутительным отношением надо раз на­всегда покончить.

В ближайшее время начнется реоргани­зация (по отраслевому признаку) почти всех вузов и ряда техникумов. Пленум областного бюро единодушно высказался за усиление подготовительной работы к расчленению университета и созданию вместо него самостоятельных однород­ных институтов. Во всем этом роль проф­союзных организаций должна быть зна­чительной. Мы требуем от них не только перманентных «признаний» слабости ра­боты в области кадров, но и активных действий.

Мы ждем также гораздо большей ак­тивности со стороны научных работни­ков.

В. А.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости