Партийные школы приступили у нас к занятиям в октябре - ноябре, т. е. с опозданием на полтора - два месяца. Кружки начали работать еще позднее и работали еще более короткий срок.
Достаточной подготовительной работы к учебе проведено не было.
Всего но кантону работало: 4 партийных и 6 комсомольских школ, кружки по различным программам и 2 консультационных пункта.
Кружки и отдельные школы работали — приспособляясь к обстановке, с большими перерывами, это обстоятельство конечно, сильно отразилось на качестве учебы и значительно уменьшило количество слушателей.
Большинство кружков распалось в середине зимы и программу не закончило. Гораздо лучше работали школы, Ъни организованно провели выпуск.
Среди слушателей школ было много беспартийных и из них большинство — колхозники. При Кулларовской и Какер- линской школах организовались кандидатские группы.
Всего охвачено было всеми видами партийного просвещения 817 человек, т. е. значительно больше, чем в прошлом году. Но охват партийцев учебой был значительно меньше прошлогоднего. Намечалось охватить 60 процентов партийцев, охвачено же только 20,1 процента, тогда как в прошлом году окончило школы и кружки 25 процентов.
Очень плохо обстоит дело и с учебой партийного актива. Решение ЦК о заочном обучении актива не выполнено. Количество заочников весьма незначительно — 17 человек. При чем, из этих 17 работающих заочников партийных работников ячейкового масштаба только 4 человека и ни одного работника волостного и кантонного масштаба. Совершенно не учится комсомольский актив.
Очень сильно отражался на состоянии партийной учебы постоянный отрыв партийцев на работу по специальным кампаниям. Однако, основные недочеты в проведении учебы — результат недооценки значения теоретической подготовки.
В Тетюшах, где есть три партийные ячейки, не было ни одного кружка. В Буинске кружок текущей политики организовался осенью, а приступил к занятиям... весной.
Чистка вскрыла у большинства партийцев низкий уровень политического развития, слабую читаемость га:»:т. Партийцы слабо разбираются в современной политической обстановке, не знают основных партийных решений, не имеют представления о сущности уклонов от линии партии.
Слабое политическое развитие и отставание от политической жизни приводили к грубейшим ошибкам в практической работе (допущение кулаков в колхозы , перегибы в отношении середняка и т. п.).
То обстоятельство, что многие партийцы не читают газет, не следят за политической жизнью страны, — дало возможность кулакам развернуть агитацию против колхозов.
Пленум канткома в резолюции о колхозном строительстве от 10 апреля отметил: «Поставить перед партийными организациями и каждым членом партии со всей серьезностью вопрос о необходимости повышения своего политического уровня».
Нужно повести самую решительную борьбу с недооценкой значения партийного просвещения с теми, кто за практической работой забывает про необходимость повышения политического уровня.
А. Чернов