Наша массовая работа по классовому, политическому воспитанию рабочих зачастую проводится весьма неудовлетворительно. Отвлеченность и шаблон господствуют в речах и беседах наших агитаторов и пропагандистов. Редко используются живые примеры, образцы классовой сознательности и преданности, образцы коммунистического труда и быта. Еще реже, особенно за последнее время, используются яркие исторические примеры героической борьбы пролетариата за власть. Мы очень часто делаем общие ссылки на Октябрь, на гражданскую войну и пр., но очень редко показываем живой образ или яркий эпизод из недавнего прошлого борьбы рабочего класса.
Особенно не в почете местный материал, тогда как история революционного движения в Казани и в Татарии чрезвычайно богата событиями, воспитательное значение которых бесспорно. Вот основные из них. Героическая борьба рабочих фабрики б. Шабанова летом 1917 года, еще за 3-4 месяца до октябрьской победы отвоевавших фабрику у хозяина и назвавших ее «Победой». Октябрьские бои в Казани. Борьба за Казань с чехо-учредиловцами в
6 августа 1918 года Казань была легко взята чешскими и белогвардейскими отрядами, при активнейшем содействии солидных контрреволюционных сил в самом городе. Белым в Казани досталась богатая добыча (вооружение, золотой запас РСФСР и пр.). Эта победа окрылила врагов пролетарской диктатуры. Отсюда им открылся путь на Москву, Нижний, Вятку.
Но дальше Казани враг не мог двинуться — он был зажат кольцом красных войск. В течение пяти недель внимание было приковано к Казанскому фронту гражданской войны. Советы слали под Казань лучших сынов рабочего класса. В упорных боях под Казанью закончился первичный период формирования Красной армии. Здесь она реорганизовалась в регулярную, мощную вооруженную силу пролетарской диктатуры.
В борьбе за Казань серьезнейшую роль сыграло восстание рабочих Заречья в тылу у белых.
Учредиловские, «демократические» порядки, введенные в Казани с момента захвата ее белыми, открыли глаза даже самым отсталым слоям рабочих.
С первых же дней господства реакции улицы города обильно оросились кровью рабочих и всех тех, кто был близок к советам и большевикам. На берегах Казанки по целым неделям валялись трупы расстрелянных. Тюрьмы переполнялись до отказа и каждую ночь оттуда были слышны залпы по очередной мишени, освобождавшей к утру место новым арестованным. Расстрелы, массовые аресты, дороговизна, произвол предпринимателей и властей заставляли рабочих со все большей напряженностью прислушиваться к отдельным орудийным выстрелам и с нетерпением ожидать прихода Красной армии.
Многие искали путей для оказания помощи борющимся за Казань красным войскам, а наиболее сознательные и смелые готовили восстание в тылу белой армии.
План восстания постепенно созрел в Заречьи, среди рабочих завода № 40 им. Ленина и артсклада. Эти предприятия имели большую прослойку квалифицированных пролетариев, к тому же быв. фронтовиков-артиллеристов, пулеметчиков, подрывников. В их среде сохранились отдельные большевики, сумевшие укрыться от зоркого глаза начальства.
Особенно боевое настроение царило среди рабочих артсклада, резко ухудшились условия труда. Так один из рабочих в своих воспоминаниях говорит, что работать приходилось и днем и ночью, а жалованье не выплачивалось, так как власти решили превратить рабочих из вольнонаемных в военнообязанных. Накануне выступления в артскладе на общем собрании было решено категорически требовать освобождения арестованных товарищей и, в случае отказа, объявить забастовку. На заводе № 40 им. Ленина на 3 сентября было также назначено общее собрание бывших фронтовиков. На это собрание были приглашены и рабочие артсклада. У инициаторов движения — рабочих завода № 40 им. Ленина — т. т. Петрова, Артамонова, Степанова и рабочего артсклада тов. Григорьева к 3 сентября был уже готов довольно подробно разработанный план восстания. Каждый из них взял на себя еще до массовки обязанность провести подготовительную работу среди рабочих и среди мобилизованных солдат 2 полка Народной армии, расположенных в Журавлевских казармах и даже среди солдат, находящихся в прифронтовой полосе. Они же составили и штаб восстания, разработали до технических деталей план вооружение, телефонную связь и пр.
Наступило 3 сентября.
Рабочие к 12 часам дня прекратили работу и направились на митинг на площадку у завода № 40 им. Ленина. Рабочие артсклада, выбрав у себя на летучем митинге стачечный комитет, направились к этой площадке, не захватив с собой из склада пулеметов. По дороге к объединенному митингу тов. Григорьев и другие рабочие съагитировали до 200 солдат 2 полка и часть из них, вооруженных винтовками, увлекли за собой на митинг.
На площадке собралось до 5.000 рабочих, прибывших вооруженных солдат рабочие встретили бурными аплодисментами. Приняв меры предосторожности, члены штаба, после кратких речей к собравшимся, предложили им выступить против белых с оружием в руках, ударить им в тыл и соединиться с Красной армией в районе ст. Красная Горка (теперь Юдино). Собравшиеся бурно приветствовали выступавших и приняли решение — немедленно выступать.
Разбились на 3 отряда.
Один направился в Адмиралтейскую слободу — в артсклад за оружием, в том числе и пулеметами, так как выяснилось, что винтовок, захваченных на завод № 40 им. Ленина, всем не хватит.
Это и погубило восстание.
Явившись почти безоружными к артскладу, рабочие там встретили броневик белых и пулеметы. Отряд был быстро рассеян.
Два других отряда направились к фронту. Один в сторону озера Лебяжьего, под командой тов. Степанова, — другой — по направлению к станции Аракчино, ст. Красная Горка, где и должен был соединиться с частями Красной армии, часты, до 500 человек, осталась у штаба, готовилась к обороне до прихода частей Красной армии.
Белое командование воспользовалось разъединением сил восставших. Встретив в Адмиралтейской слободе группу, шедшую под командой т. т. Артамонова и Ларионова к артскладу — ружейным, пулеметным огнем и броневиком, они открыли по Пороховой слободе и орудийный огонь.
Лишь немногие пробились через фронт к красным.
Восстание не удалось. Его подавили с большой жестокостью. Большей части восставших удалось разбежаться и скрыться, но немало погибло в бою, а сотни заполнили тюрьмы и подвалы речного училища. Многих из них белые успели расстрелять. Так погиб один из вождей восстания — секретарь завкома завода № 40 им. Ленина тов. Петров. Как память о нем осталась площадка, названная его именем.
На фронте красные части не знали о предполагавшемся восстании и не могли поэтому поддержать его энергичным наступлением.
Закончившееся неудачей восстание рабочих Заречья, однако, страшно перепугало буржуазию и внесло в белогвардейскую среду неуверенность в свои силы.
Начиная с третьего сентября, события стали развиваться в пользу Красных войск.
4 сентября левобережная группа перешла в энергичное решительное наступление на действовавшего от Сарапула по Сибирскому тракту.
5 сентября левобережная группа перешла в энергичное решительное наступление. Станция и деревня Аракчино были взяты почти без потерь. Дальнейшее движение было невозможно, так как правобережная группа не успела еще взять В. Услона, господствующего над Казанью и окрестностями. В этот день удалось взять Н. Услон — Воробьёвку — высоту ИНО.
7 сентября первая группа захватила Печищи, левая — Сухую реку, ст. Лагерная.
8 сентября берется В. Услон, а левобережная группа с боями подходит к Казанке.
9 сентября тяжелая артиллерия с Услонской горы обстреливает Казань, а левая группа заняла Игумново — Пороховскую — дер. Савиново.
На рассвете 10 сентября был высажен десант красных моряков у нефтяных баков на Бакалде. Но в это время основные силы противника уже бежали из Казани по направлению к Лаишеву.
Рабочие с радостью встречали Красную армию и массами вступали в ее ряды. Немало оставшихся в живых участников восстания 3 сентября пошли с Красной армией на восток завершать дело, начатое 3 сентября.
Так герои Заречья в сентябрьские дни 1918 года кровью лучших своих товарищей крепко спаялись со своей Красной армией и активной борьбой с классовым врагом обеспечили возможность творческой работы по строительству социализма.
Но борьба с классовым врагом за победу социализма — не только на страницах прошлого.
Успешное и досрочное выполнение плана великих работ проходит в ожесточенных схватках с классовым врагом. Эта борьба все более и более обостряется. Классовый враг использует все силы средства, пытаясь помешать творческой созидательной работе пролетариата.
В этой работе пролетариат Татарии победит, как он победил 10 сентября 1918 года.
В. Жилинский