Политехнизация школы может быть проведена в жизнь только при самой тщательной подготовке к этому делу со стороны всех партийных, советских и профессиональных органов. Большая ответственность лежит здесь в первую очередь на Наркомпросе. Между тем именно Наркомпрос и представляет образец худшей подготовки к введению политехнизма в наших школах.
Никакой разъяснительной работы среди широких масс трудящихся он не организовал, инженерно-технического персонала к участию в перестройке школ не привлек. А ведь целый ряд мероприятий, связанных с политехнизацией школы (оборудование, увязка работы ФЗС с производством и т. п.). не может быть проведен без участия инженеров, техников, мастеров и др.
Наркомпросом ничего не сделано и по подготовке преподавателей к новым методам работы, связанным с сближением школы с производством. А ведь большинство преподавателей совершенно незнакомо с фабрично-заводским предприятием, с процессами его производства.
Политехнизированным школам нужны будут мастерские. Этот участок является одним из самых больных мест. Между тем ничего не сделано для того, чтобы как нибудь выйти из трудного положения. Выделенные Совнархозом 30 тысяч рублей лежат в бездействии.
Положение с мастерскими очень тяжелое. Сейчас имеется приличная мастерская с пропускной способностью в 600 чел. лишь в в.-городском районе. Есть мастерская и в н.-горрайоне (при школе им. Короленко), но она требует значительного расширения, а это последнее задерживается из-за горсовета, до сих пор (дело тянется с
Характерно, что доклад работника НКПроса на заседании президиума Татпрофсовета (27 августа) был полон общих фраз о смысле и значении политехнизации школы, но совершенно отсутствовали конкретные соображения, конкретные планы того, как и когда осуществить самую реорганизацию школ. Это заставило вопрос с обсуждения снять.
Мы считаем необходимым привлечение к работе политехнизированной школы всех сил соответствующего предприятия. Перед рабочими, цеховой администрацией, инженерно-техническим персоналом, хозяйственниками нужно поставить вопрос о их месте в работе школы. К каждой ФЗС должен быть прикреплен инженер того предприятия (фабрики завода), составной частью ко- торого ФЗС будет являться. Мы считаем нужным в ближайшее время поставить на особой конференции ИТР вопрос о роли их в реорганизованной школе.
После составления типовых методических программ необходимо поставить их на обсуждение производственных совещаний. Мы считаем нужным выделение предприятиями инструкторов для районных школьных мастерских. Было бы очень желательно выдвижение лучших, наиболее развитых и культурных рабочих с большим производственным стажем на работу в качестве заведующих школами. Для ознакомления преподавателей с производством необходимо организовать соответствующие курсы, в первую очередь для физиков, химиков и графиков.
Необходимо сейчас же приступить к созданию на фабриках и заводах бригад рабочих-ударников во главе с инженером для работы по налаживанию учебной жизни школы и комсомольских — для подыскания районным мастерским ненужных производству частей машин, рычагов и пр. В политехнизированных школах нужно создать бригады учащихся для ведения на предприятиях политико-просветительной работы. Это предложение в Наркомпрос уже внесено.
По вопросу о политехнизации школ мы созывали неделю тому назад совещание ФЗК, на котором постановили прикрепить ко всем предприятиям Казани 24 педагога. Эти педагоги ведут сейчас разъяснительную. и организационную работу по введению в ФЗС политехнизма.