Речное судостроение до сихчпор значительно отстает от потребностей народного хозяйства. В будущем году грузооборот водных путей должен возрасти, сравнительно с текущим годом на 41 проц. Однако, выполнение этой программы вызывает серьезные опасения.
Создавшееся положение может быть облегчено лишь усиленным развитием существующих верфей и постройкой новых. На эту цель правительство ассигновало сверх планов большие суммы.
Еще несколько недель тому назад стоимость полной реконструкции завода «Красный металлист» в течение трех лет определялась в пять миллионов рублей. На строительные работы текущего сезона намечалосьизрасходовать до 700 тысяч рублей.
Несколько дней тому назад эти планы резко изменились. На реконструкцию «Красного металлиста», включая и рабочее жилищное строительство, отпущено
около восьми миллионов рублей. .Изменились и сроки. Завод должен быть перестроен не в три года, а в два года. В текущий строительный сезон вкладывается два с половиной миллиона рублей — два миллиона отпускает Машино- об’единение и 500 тысяч рублей местный бюджет.
«Реконструкция» — слово, недостаточно ярко определяющее перспективы «Красного металлиста». В данном случае речь- идет о постройке заново грандиозной верфи речного судостроения. Все «барахло» — старые цеха, «выстроенные в 1904 году и раньше» — будет сметено новым гигантом.
Вырастут новые мощные цехи: судокотельный, чугунно - медно - литейный, деревообделочный, кузнечная и механическая мастерские, компрессорная и трансформаторная станции.
Все производственные процессы — начиная с внутризаводского транспорта, кончая обработкой металлов, — будут механизированы.
После реконструкции, продукция «Красного металлиста» увеличится почти в полтора раза против текущего года. При двухсменной работе верфь выпустит в год более 100 паровых судов — товаро- пассажирских и буксирных пароходов — мощностью от 120 до 250 лошадиных сил каждый. Себестоимость продукции снизится против существующих цен на 40 процентов. Число рабочих увеличится вдвое. В 1932 году на «Красном металлисте» будут работать не менее 2.500 человек.
Текущий строительный сезон является решающим. Будет ли новая судостроительная верфь выстроена в два года, покажут ближайшие 2—3 месяца.
В июне — июле развернутся обширные земляные работы, планировка заводской площадки, укрепление берегов затона. Об’ем земляных работ определен в 120.000 кубических метров. Геологические изыскания на территории завода производит изыскательская партия ленинградского Гидрологического института.
Уже в текущем сезоне должен быть сооружен мощный судостроительный цех. Стоимость строительства этого цеха без оборудования определяется в 534 тысячи рублей.
До осени должны быть выстроены также компрессорная и трансформаторная станции и деревообделочный цех. Компрессор уже заказан на советских заводах и должен поступить на стройку в конце осени. Трансформаторная станция строится с расчетом на прием будущей энергии Казгрэса. Имеющаяся на заводе силовая станция изношена и работает с предельной нагрузкой. Поэтому своевременный пуск в эксплоатацию Казгрэса является для «Красного металлиста» вопросом первоочередной важности.
Проекты на основные корпуса будут изготовлены к 10 июня. За последнее время резко улучшилось положение со строительными материалами. Железом сортовым строительство обеспечено. Усиленно поступает древесина. Круглого леса завезено уже более 30 процентов потребности, а пиломатериалов — все сто процентов. Бутового камня заготовлено 500 кубических метров; нужно еще 1.500 куб. метров. Это количество будет доставлено на территорию стройки в течение июня—июля. Цемента завезено пока около 20 процентов потребности.
Неблагополучно с кирпичем. На текущий сезон кирпича потребуется около 2 миллионов штук, а пока завод не получил ни одной тысячи. Завод «Строитель» должен дать 1.500 тысяч штук. Но первые партии поступят не раньше июля. Это — недопустимое явление. Стройном должен принять все меры, чтобы строительство будущего гиганта было своевременно и полностью обеспечено кирпичем.
До сих пор не разрешен вопрос с Ка- бачищами. Часть деревни под прямым уг-, лом врезалась на территорию будущей верфи. Нужно немедленно снести 25 крестьянских дворов. Казанский рик, поселковый совет и заводоуправление должны немедленно внести в это дело полную ясность.
Одновременно развертывается в широких размерах жилищное строительство. На это дело ассигнуется 1.134 тысячи рублей, что даст возможность выстроить 5.220 квадратных- метров жилой площади. Это почти полностью разрядит имеющийся квартирный кризис.
Для сезонников и одиноких рабочих завода в текущем году будут выстроены четыре дома на 300 человек. Два из этих домов уже заканчиваются постройкой.
В верхнем поселке будет произведена надстройка вторых этажей над 34 каменными домами. До осени решено надстроить не менее 20 домов, что даст около 100 новых квартир.
Говоря о жилищном и культурно-бытовом строительстве в Паратском затоне, нельзя обойти молчанием одного чрезвычайно важного вопроса. Фанерный завод и «Красный металлист» в течение ближайших трех лет вкладывают в новое рабочее жилищное строительство 2 — 3 миллиона рублей. Сумма огромная. Но до сих пор эти средства расходуются без всякого плана. Между «Красным металлистом» и фанерным заводом нет ни малейшей увязки. Каждый строит по- своему и для себя. В результате полная анархия. Распыляются крупные средства. Жилища строятся по-старинке, с расчетом на обслуживание индивидуальных нужд семьи. В полном беспорядке застраивается. прекрасная роща чернолесья. Столетний дуб и липа вырубаются под корень.
В затоне имеются все условия, чтобы создать примерный рабочий городок социалистического типа. Через несколько лет общее количество рабочих на фанерном заводе и «Красном металлисте» достигнет 4—5 тысяч человек. С семьями это составит население в 15—20 тысяч. Нужны будут общественные столовые, культурные учреждения, ясли, школы, больницы и т. д.
Этими вопросами никто не занимается и заниматься не желает. Молчит фанерный завод, «Красный металлист», молчит и поселковый совет. Каждый из них живет лишь сегодняшним днем.
Г. Берзин.