СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ГИГАНТ

Речное судостроение до сихчпор значи­тельно отстает от потребностей народно­го хозяйства. В будущем году грузообо­рот водных путей должен возрасти, срав­нительно с текущим годом на 41 проц. Однако, выполнение этой программы вы­зывает серьезные опасения.

Создавшееся положение может быть облегчено лишь усиленным развитием существующих верфей и постройкой но­вых. На эту цель правительство ассигно­вало сверх планов большие суммы.

Еще несколько недель тому назад сто­имость полной реконструкции завода «Красный металлист» в течение трех лет определялась в пять миллионов рублей. На строительные работы текущего сезо­на намечалосьизрасходовать до 700 ты­сяч рублей.

Несколько дней тому назад эти планы резко изменились. На реконструкцию «Красного металлиста», включая и рабо­чее жилищное строительство, отпущено

около восьми миллионов рублей. .Изме­нились и сроки. Завод должен быть пе­рестроен не в три года, а в два года. В текущий строительный сезон вклады­вается два с половиной миллиона руб­лей — два миллиона отпускает Машино- об’единение и 500 тысяч рублей местный бюджет.

«Реконструкция» — слово, недостаточ­но ярко определяющее перспективы «Красного металлиста». В данном случае речь- идет о постройке заново грандиоз­ной верфи речного судостроения. Все «барахло» — старые цеха, «выстроенные в 1904 году и раньше» — будет сметено новым гигантом.

Вырастут новые мощные цехи: судо­котельный, чугунно - медно - литейный, деревообделочный, кузнечная и механи­ческая мастерские, компрессорная и трансформаторная станции.

Все производственные процессы — на­чиная с внутризаводского транспорта, кончая обработкой металлов, — будут механизированы.

После реконструкции, продукция «Кра­сного металлиста» увеличится почти в полтора раза против текущего года. При двухсменной работе верфь выпустит в год более 100 паровых судов — товаро- пассажирских и буксирных пароходов — мощностью от 120 до 250 лошадиных сил каждый. Себестоимость продукции сни­зится против существующих цен на 40 процентов. Число рабочих увеличится вдвое. В 1932 году на «Красном металли­сте» будут работать не менее 2.500 чело­век.

Текущий строительный сезон является решающим. Будет ли новая судострои­тельная верфь выстроена в два года, по­кажут ближайшие 2—3 месяца.

В июне — июле развернутся обшир­ные земляные работы, планировка завод­ской площадки, укрепление берегов за­тона. Об’ем земляных работ определен в 120.000 кубических метров. Геологиче­ские изыскания на территории завода производит изыскательская партия ле­нинградского Гидрологического институ­та.

Уже в текущем сезоне должен быть со­оружен мощный судостроительный цех. Стоимость строительства этого цеха без оборудования определяется в 534 тысячи рублей.

До осени должны быть выстроены так­же компрессорная и трансформаторная станции и деревообделочный цех. Ком­прессор уже заказан на советских заво­дах и должен поступить на стройку в конце осени. Трансформаторная станция строится с расчетом на прием будущей энергии Казгрэса. Имеющаяся на заводе силовая станция изношена и работает с предельной нагрузкой. Поэтому своевре­менный пуск в эксплоатацию Казгрэса является для «Красного металлиста» во­просом первоочередной важности.

Проекты на основные корпуса будут изготовлены к 10 июня. За последнее время резко улучшилось положение со строительными материалами. Железом сортовым строительство обеспечено. Уси­ленно поступает древесина. Круглого ле­са завезено уже более 30 процентов по­требности, а пиломатериалов — все сто процентов. Бутового камня заготовлено 500 кубических метров; нужно еще 1.500 куб. метров. Это количество будет до­ставлено на территорию стройки в тече­ние июня—июля. Цемента завезено пока около 20 процентов потребности.

Неблагополучно с кирпичем. На теку­щий сезон кирпича потребуется около 2 миллионов штук, а пока завод не полу­чил ни одной тысячи. Завод «Строитель» должен дать 1.500 тысяч штук. Но пер­вые партии поступят не раньше июля. Это — недопустимое явление. Стройном должен принять все меры, чтобы строи­тельство будущего гиганта было свое­временно и полностью обеспечено кир­пичем.

До сих пор не разрешен вопрос с Ка- бачищами. Часть деревни под прямым уг-, лом врезалась на территорию будущей верфи. Нужно немедленно снести 25 кре­стьянских дворов. Казанский рик, посел­ковый совет и заводоуправление должны немедленно внести в это дело полную ясность.

Одновременно развертывается в ши­роких размерах жилищное строительст­во. На это дело ассигнуется 1.134 тысячи рублей, что даст возможность выстроить 5.220 квадратных- метров жилой площа­ди. Это почти полностью разрядит имею­щийся квартирный кризис.

Для сезонников и одиноких рабочих завода в текущем году будут выстроены четыре дома на 300 человек. Два из этих домов уже заканчиваются постройкой.

В верхнем поселке будет произведена надстройка вторых этажей над 34 ка­менными домами. До осени решено над­строить не менее 20 домов, что даст около 100 новых квартир.

Говоря о жилищном и культурно-быто­вом строительстве в Паратском затоне, нельзя обойти молчанием одного чрез­вычайно важного вопроса. Фанерный за­вод и «Красный металлист» в течение ближайших трех лет вкладывают в новое рабочее жилищное строительство 2 — 3 миллиона рублей. Сумма огромная. Но до сих пор эти средства расходуются без всякого плана. Между «Красным ме­таллистом» и фанерным заводом нет ни малейшей увязки. Каждый строит по- своему и для себя. В результате полная анархия. Распыляются крупные средства. Жилища строятся по-старинке, с расче­том на обслуживание индивидуальных нужд семьи. В полном беспорядке за­страивается. прекрасная роща чернолесья. Столетний дуб и липа вырубаются под корень.

В затоне имеются все условия, чтобы создать примерный рабочий городок со­циалистического типа. Через несколько лет общее количество рабочих на фанер­ном заводе и «Красном металлисте» до­стигнет 4—5 тысяч человек. С семьями это составит население в 15—20 тысяч. Нужны будут общественные столовые, культурные учреждения, ясли, школы, больницы и т. д.

Этими вопросами никто не занимается и заниматься не желает. Молчит фанер­ный завод, «Красный металлист», молчит и поселковый совет. Каждый из них жи­вет лишь сегодняшним днем.

Г. Берзин.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости