Одним из важнейших моментов успешного проведения хлебозаготовок является то, насколько быстро, полно и своевременно приступили колхозы к сдаче своих товарных излишков.
Нужно ли говорить, что колхозы, получившие в этом году со своих полей урожай, на много превышающий урожай полей единоличных, дадут государству значительное количество хлеба. Но помимо этого ни на одну минуту не следует забывать, что организованная сдача колхозного хлеба, энтузиазм колхозников, сдающих помимо норм и все прочие хлебные излишки, заражающе действуют на единоличников и обеспечивают успешное проведение хлебозаготовок в единоличном секторе сельского хозяйства.
По имеющимся на 6 сентября сведениям общая сумма хлеба, сданного колхозным сектором, равняется всего лишь 2815 тоннам. Эта цифра неопровержимо свидетельствует, что колхозы еще не включились по настоящему в хлебозаготовительную кампанию.
А если принять во внимание, что в эту цифру входит хлеб, ссыпанный рядом таких колхозов, каким, к примеру, является коммуна «Маяк» (Салаушский район), сдавшая в среднем по 3,6 тонны с каждого хозяйства, а в общей сложности 630 тонн, то станет ясно, что большое количество колхозов еще не повернулось лицом к хлебозаготовкам и не. заняло ведущую роль в них.
Опять приходится напоминать райколхозсоюзам и райкоопсоюзам о недопустимости оппортунистических надежд на самотек, которые проявляются в значительном ряде мест, когда вопрос заходит о сдаче хлеба колхозами. Эти надежды порой настолько велики и столь безрассудны, что местные работники не дают даже себе труда уяснить, что забвение того или иного участка колхозного фронта отрицательно отражается на хлебозаготовках. А это в свою очередь, в порядке взаимодействия, бьет по дальнейшим успехам коллективизации.
Чем вызвано проведение выдвинутой по инициативе «Красной Татарии» ударной пятидневки молотьбы? Прежде всего тем, что даже в колхозах обмолот хлеба протекает недопустимо вяло, отражаясь на сохранности хлеба, его качестве и темпах выполнения хлебозаготовительного плана. Районные звенья сель. хоз. кооперативной системы не напрягли всех усилий к тому, чтобы обмолот хлеба явился логическим продолжением хлебоуборочной кампании. Райколхозсоюзы и райкоопсоюзы не обеспечили максимального использования молотильного инвентаря.
С большим запозданием начата и недопустимо слабо проходит кампания разъяснения практического проведения принципов распределения урожая в колхозах. Местные работники сельхозкооперативной системы не учли того обстоятельства, что подобное промедление отрицательно влияет на дальнейшее организационное укрепление колхозов, на рост их, возникновение новых колхозов и на сдачу колхозами хлебных излишков. Но за то это отлично учел кулак и пользуясь бездействием местных работников пытается через наиболее отсталых колхозников привить колхозу его кулацкие методы «распределения урожая». Он играет на потребительских и шкурных интересах отдельных колхозников и ставит своей целью удержание в колхозах возможно большего количества хлебных излишков для частного рынка.
Мы уже имеем факты, когда некоторые колхозы устанавливают чрезмерные, преувеличенные нормы фонда потребления (натуральные и кормовые единицы), тем самым удерживая в колхозе значительные запасы так нужного городу хлеба. Так, например, Калининский колхоз (Левашевская вол., Спасского кантона), установил норму для едоков до 14 лет — 15 пудов, а свыше 14 — 18 пудов. Кормовая единица для лошадей установлена в 72 пуда овса, а в другом колхозе в 90 пудов.
Нужно, однако, признать, что несмотря на это райкоопсоюзы и райколхозсоюзы не борются в достаточной мере с этими искажениями. Вместо того, чтобы повести по колхозам широкую разъяснительную работу, установить правильные нормы фонда потребления и, опираясь на стойкую часть колхозников, добиться выполнения колхозами не только норм сдачи хлеба, но и сдачи всех хлебных излишков за вычетом страхового и семенного фондов, некоторые райкоопсоюзы прямо содействуют накоплению внутри колхозов хлебных излишков.
Местные организации в Н.-Мазинской волости, совершенно не учитывая в каждом отдельном случае урожай колхозов, сделали казенно-арифметическую раскладку по колхозам норм сдачи. Каждый колхоз согласно этой раскладке должен был сдать 15 проц, своего урожая. Точно также поступили в Муслюмкинской волости, где каждый колхоз должен был сдать 10 проц, своего урожая. Этакая головотяпская система, этакое чиновничье понимание директив о средней норме сдачи для колхозов в 15 проц, не встретило отпора со стороны Мензелинского и Муслюмкинского райкоопсоюзов. Отпор не был дан потому, что работники пребывают в блаженной уверенности неизбежного самотека («все равно, все излишки будут отданы государству»).
Сейчас необходимо всемерно усилить работу по сдаче колхозами своих хлебных излишков. Прежде всего нужно добиться, чтобы уже в ближайшие дни по отличному примеру ряда колхозов установленные нормы сдачи хлеба были выполнены и перевыполнены, стимулируя это перевыполнение премированием промтоварами.
Правильный подход к определению норм фонда потребления обнаружит в колхозах товарные излишки. Удержание этих излишков внутри колхоза недопустимо. Каждый колхозник должен уяснить а местные партийные, советские и кооперативные организации должны ему помочь уяснить это, что держать хлебные излишки, чтобы они «просто лежали» — преступно по отношению к советскому государству, к рабочему классу.
Каждый колхозник должен проследить и проверить как его правление выполняет сроки и норму сдачи хлеба государству. Каждый колхозник должен сам сдать свои товарные излишки и увлечь за собой методом соревнования других колхозников и единоличников.