Грандиозное развитие индустриализации страны ставит перед нами широкие задачи в области подготовки и переподготовки квалифицированной рабочей силы. 235 специалистов высшей и средней квалификации в СССР на 10.000 рабочих, при чем из них практиков — 40 процентов, по Татреспублике всего — 648 специалистов, из них практиков — 246.
Острая нужда в техниках. По ТР их всего 270 человек, а в 32 - 33 году понадобится — 918.
Существующая и намеченная по плану стационарная сеть профессионально-технических школ и курсов не удовлетворяет указанной потребности.
К концу пятилетки в ТР образуется такой дефицит по некоторым отраслям промышленности: по строительно - дорожной — 61 чел., механиков — 89, судостроителей и ремонтных специалистов — 18, по механической обработке дерева — 15, теплотехников — 43, строителей — 204. Всего не хватит 464 техника.
Как подготовить эти кадры?
Единственный и самый верный выход из тупика — самообразование через заочные курсы и консультационные пункты, которые должны в ближайшем будущем сыграть огромную роль в подготовке кадров.
В РСФСР 225 тысяч человек, охваченных заочным обучением, 24 — профтех- ническими курсами, 13-ю школами промышленно - экономического и 6-ю школами сельскохозяйственного образования. В Америке 200 различных профтехнических заочных курсов, охватывающих более миллиона самоучек (как мы отстали!). Надо во всю ширь поставить самообразовательную работу, увязав ее с проблемой подготовки кадров.
Пятилетним планом предусмотрен ряд мероприятий, способствующих развитию самообразования: увеличивается число библиотек, расширяется сеть изб-читален в колхозах и совхозах, строятся новые рабочие клубы, усиливается обслуживание населения книгой.
По Татреспублике расширяется издание научно - популярной и технической книги для татар, поднимется вопрос об
организации книжного ядра для самоучек при каждой библиотеке, увеличивается сеть радиовещания, занимающего в самообразовании значительное место.
В ближайшее время расширяется сеть профессионально - технических школ и курсов, базовых пунктов для организации самообразовательной работы.
Техническая книга — основа заочного обучения. Необходимо эту книгу пропагандировать, помочь рабочему одолеть ее, дать ему возможность поднимать свою квалификацию, специализироваться в намеченной им области.
В этой работе могут и должны помочь специалисты — инженеры и техники. Как на пример можно сослаться на специалистов завода «Электросила» (Ленинград).
Они в порядке социалистического соревнования обязались удовлетворить потребности завода в консультантах, организовать подготовку заочников в высшие и,средние учебные заведения, популяризировать Пятилетку, знакомить рабочих с достижениями иностранной науки и техники, помочь в подготовке квалифицированных кадров через кружки самообразования, заочное обучение.
Наши инженерно - технические работники должны взять пример с коллектива специалистов завода «Электросила». В проводимый месячник кадров ИТС нужно положить начало организации производственных уголков или кабинетов при крупных предприятиях, сосредоточить в них: техническую литературу, техническую консультацию по всем вопросам данного производства для работников - самоучек всех категорий — изобретателей, выдвиженцев, ударников и других. Необходимо создать все условия для поднятия квалификации рабочего и технического персонала заводов и фабрик, широко популяририровать вопросы техники, техническую книгу, используя для этого все виды массовой работы: вечера техники, популярно - научные доклады, иллюстрированные лекции, экскурсии и проч. Самообразование должно занять большое место в системе подготовки кадров. К.