БОЛЬШОЙ, НО НЕЯСНЫЙ ВОПРОС

НЕ „УВЯЗЫВАТЬ И СОГЛАСОВЫ­ВАТЬ", А РАБОТАТЬ

Инженер Аксенов предлагает повреме­нить с проектом Казакова, обосновав это тем, что при спешке возможно допуще­ние таких же грубых ошибок, как при постройке Южного подхода. Он считает, что для оздоровления города пока мож­но ограничиться рядом других мер, как, например, поливкой улиц, запрещением спуска в Булак и Кабан отработанных вод с фабрик и из бань и т. д.

Тов. Аксенов, несомненно, прав в том отношении, что до начала работ по осу­ществлению проекта следует всесторон­не обсудить его среди широких слоев рабочих и инженерно - технических ра­ботников. Но тов. Аксенов уделяет слиш­ком много времени этому обсуждению — он предлагает строительные работы от­ложить на несколько лет. Мне кажется, что даже при меньшем сроке предвари­тельного обсуждения проекта (с тем рас­четом, чтобы начать работы уже в 1930-31 году) можно достигнуть глубокой, де­тальной разработки всех сторон проекта. Затяжность, медлительность в осуществ­лении проекта под предлогом «проработ­ки», «согласования» и «увязывания» мо­жет привести к тому, что и этот проект очутится лежащим под коммунхозовским сукном рядом с другими проектами.

Инженер Аксенов утверждает, что «об­воднение Булака и Кабана не улучшит общего санитарного состояния города». Конечно, один этот проект и не претен­дует на универсальную роль спасителя от всех антисанитарных бед и зол. Мне кажется, что более или менее удовлетво­рительного санитарного благополучия го­рода можно достигнуть лишь после окон­чания работ по канализации, после заме­ны местного известкового камня на мо­стовых асфальтом или булыжником, по­сле увеличения зеленых насаждений и т. п.

Мое мнение о проекте тов. Казакова таково: нужно продолжать его широкое обсуждение, выяснив до деталей все не­достаточно ясные места. В частности, ни­кто, по крайней мере, в печати, не за­трагивал вопрос о том, не отразится вредно спуск реки Казанки в Булак на санитарном состоянии Заречья. До сих пор неясен вопрос о том, каким путем будет производиться спуск всР&ы из ка­бана в Волгу, и, в связи с этим, вопрос о том, не придется ли заменить трубу под железнодорожной дамбой мостом.

БЛАГОУСТРОЙСТВО И ЭКОНОМИКА

Из двух вариантов — казаковского и еншевского — я считаю наиболее прием­лемым первый. Он дает преимущества в отношении благоустройства (освежение Кабана, создание водного потока в горо­де) и в экономическом отношении (водный

путь для внутригородских перевозок и судоходство вверх по Казанке).

При дальнейшей разработке проекта необходимо:

Учесть вопрос о том, насколько повли­яет под’ем воды в Казанке, Булаке и Ка­бане на повышение уровня грунтовых вод в прилегающих улицах и, одновременно с осуществлением проекта, принять ме­ры к понижению этого уровня путем дренажа.

В связи с тем, что Тайницкий мост уничтожается, надо проработать вопрос о наиболее удобных способах сообщения с Козьей слободой.

Одновременно с обводнением Каба­на, надо его обваловать. Необходимость обвалования вызывается тем, что в поло­водье ряд улиц со стороны Суконной и Дальне - Архангельской затопляется.

Теперь о проекте. Пока есть только первые наметки, сделанные на основании предварительных изысканий..

Я считаю своевременным и целесооб­разным пригласить для консультации вы­сококвалифицированного профессора-спе­циалиста, который, на основании имею­щихся материалов, наметит ход дальней­ших изысканий и возьмет на себя общее руководство при составлении эскизного проекта.

Инженер Голосовкер.

НЕ ЧЕРЕЗ ПЛЕТЕНЕВСКУЮ ТРУБУ, А ЧЕРЕЗ ВОЛОЖКУ

С Казаковым согласен. Вношу только маленькую поправку: воду спускать не через Плетеневскую трубу, а через Во­ложку, около Чортова угла. Предложение Аксенова с таким же успехом можно по­ложить под сукно, как и не вынимать из- под сукна предложение проф. Энша.

Никто не спорит — город нужно дер­жать в чистоте, но по настоящему оз­доровить Кабан можно только проточ­ностью.

Служащий зав. им. Вахитова марка

№ 1360.

ПЕРЕГОРОДИТЬ КАЗАНКУ ПЛОТИНОЙ

Мой проект чрезвычайно прост и осу­ществить его можно в один строитель­ный сезон, при затрате незначительных средств.

Проект заключается в следующем:

У впадения Булака в Казанку, поперек русла Казанки построить плотину. Уро­вень воды в Казанке, на участке от вновь возведенной плотины до мельничной пло­тины поднимется на 3—3)4 метра. Вода, направленная в Булак, наполнит его на 254—3 метра и, протекая в Кабан, создаст постоянное течение. Регулировать уро­вень воды, конечно, не вызовет затруд­нений.

Дешевизна и надежность проекта, по моему, слишком очевидны:

— Не нужно повышать берега Казанки на громадных пространствах.

— Устроить плотину и выпрямить рус­ло Булака можно при наличии даже ма­ло квалифицированных технических сил, с затратой небольшого количества рабо­чих рук и материала.

Сотрудник Татнаркомвнудела

В. Ефимов.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ - ВОДОСНАБ­ЖЕНИЕ И ОЧИСТНА ГОРОДА

Прежде, чем решить вопрос, на каком из вариантов остановиться .необходимо выяснить, действительно ли уже так обя­зательно из всех, назначенных к выпол­нению по пятилетнему плану работ, ори­ентировочно оцененных в 16 миллионов рублей, в первую голову, взяться за оз­доровление Кабана и Булака, стоимо­стью предположительно до трех миллио­нов рублей. Не лучше ли сначала взяться за водоснабжение очистку города, что обойдется приблизительно в 3 миллиона 700 тысяч рублей (сюда входит устрой­ство части второго Волжского водопро­вода, расширение существующего, устрой­ство канализации первой очереди и др.).

Не мешает также подумать и об осуш­ке города. Предположительно за пяти­летку выделено для этого 75 тысяч руб­лей. В 1928 году уже была вырыта для этой цели часть канав. Работа стоила 45 тысяч рублей. В 1929 году следовало вы­рыть дополнительные канавы и прочи­стить прежние, но, к сожалению, денег на продолжение работ не оказалось. Прочищена была только самая незначи­тельная часть прежних канав.

Если же вопрос о работах по оздоров­лению Кабана и Булака считать оконча­тельно решенным, то думается, что вы­ход воды должен быть не из Нижнего, а из Верхнего Кабана.

Надо связать этот вопрос с осушкой болот между Архангельской и Суконной слободами, как предлагает инженер Ба­талов. Если можно будет нездоровый в малярийном отношении район на Под­дужной превратить в великолепные пар­ки, как предлагает тов. Соколов, то это надо будет только приветствовать.

Следует теперь же подчеркнуть, что все гидротехнические работы горкомхоз должен согласовывать с санитарным от­делом Наркомздрава и с Малярийной станцией, что, однако, далеко не всегда выполняется. Каждый раз, когда ведется крупная работа по выемке земли, со­здаются большие ямы, очень удобные для выплаживания комаров. Так, с каж­дой стороны любой дамбы тянется бес­конечно много искусственно созданных водоемов приблизительно на' 10 тысяч квадратных метров.

Прив. доц. О. А. Герман.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости