Повернуть в настоящее время профессиональные союзы «лицом к производству» — это по существу то основное, что необходимо выполнить каждой профсоюзной организации, от цеховой профессиональной ячейки до Центрального комитета включительно.
Задача профессиональных союзов в реконструктивный период сводится к тому, чтобы организовать и направлять активность рабочего класса в русло преодоления различных препятствий и трудностей великой социалистической стройки. Выполняют ли профессиональные союзы в достаточной степени эту задачу? Нет. Наиболее ярко сказывается это в неумении многих профсоюзных организаций возглавить социалистическое соревнование, организовать ударничество и быть всегда на передовых позициях борьбы за промфинплан.
Неповоротливость, делячество, оппортунизм, зажим самокритики все еще крепко сидят в отдельных звеньях профсоюзных аппаратов. Вот почему Центральный комитет нашей партии в февральском постановлении о перевыборах заводских комитетов в металлопромышленности особо подчеркнул, что «перевыборы заводских комитетов по союзу металлистов должны быть проведены как боевая политическая задача, под углом практического осуществления на деле профессиональными союзами лозунга партии — «лицом к производству»... главным лозунгом перевыборной кампании Центральный комитет выдвигает не только выполнение, но и перевыполнение плана металлопромышленности».
Прошли ли перевыборы металлистов именно под этим лозунгом партии? Безусловно, да. Перевыборная кампания мобилизовала рабочий класс вокруг ликвидации хозяйственного прорыва первого квартала. В январе и феврале, т. е. к моменту резвертывания кампании, мы имеем весьма печальные производственные показатели. Отдельные заводы Югоста- ли не выполнили производственную программу на 10—15 процентов. Показатели уральской металлургии внушали серьезную тревогу за контрольные цифры хозяйственного года. Надеждинский завод систематически срывал свою программу. Почти то же наблюдалось и по некоторым металлопредприятиям Москвы и Ленинграда.
Что способствовало такому ненормальному положению? Главным образом те* что старый состав заводских комитетов на многих металлопредприятиЯх оказался неспособным руководить активностью рабочих масс. Некоторые заводские комитеты плелись на поводу правых, расхолаживая энтузиазм рабочих ссылками на нереальность взятых темпов и т. д. Боевые вопросы единоначалия, перевод предприятий на хозяйственный расчет, мобилизация внутрипромыш- ленных рессурсов — все это на деле смазывалось.
Перевыборная кампания металлистов вскрыла эти язвы. Она разоблачила лжеударничество, сняв маску с тех предприятий, которые, об’явили себя ударными, а на деле работали из рук вон плохо. Кампания ударила и по тем профчиновникам, которые не сумели в первые недели придать перевыборам боевое политическое значение. Частичные срывы отдельных отчетных собраний, имевшие место в ряде предприятий, сменились стопроцентной явкой на собрания. Перевыборы заводских комитетов, бесспорно, прошли как показательные для других союзов. Какие же хозяйственно - политические итоги дала эта кампания? В результате перевыборов март и апрель дали в металлопромышленности стопроцентное выполнение производственных заданий. Отдельные же гиганты предприятия, как например, Московский электрозавод, Днепропетровский имени Петровского, «Электросила» и другие перевыполнили свою программу на 5—14 процентов.
Состав заводских комитетов в основных промышленных центрах (Москва, Ленинград, Урал) обновлен от 75 до 89 процентов. Есть заводы, на которых это обновление достигает 100 процентов. В огромное большинство заводских коми тетов прошли ударники. В период пере выборов на крупнейших металлозаводах рабочие массами вступали в партию. Десятки тысяч новых ударников, укрепле ние и дальнейшее развитие социалиста ческого соревнования — все это, в свою очередь, надо отнести к бесспорным до стижеиням перевыборной кампании. Эта кампания еще раз нанесла жестокий удар маловерам и нытикам из правого лагеря и примиренцам, пытавшимся спекулировать на трудностях социалистического строительства. Положительные итоги перевыборной кампании в металлопромышленности должны быть учтены другими индустриальными союзами, вступающими в полосу перевыборов низовых профессиональных ячеек.
Конечно, преувеличивать значение итогов перевыборной кампании металлистов было бы неправильным. Тем более, что эта кампания все же не сумела полностью отразить лозунги партии «лицом к производству и ближе к массам». К существенным ее недостаткам надо отнести, в первую очередь, слабое освещение вопросов рабочего снабжения. Между тем, наладить рабочее снабжение — это значит обеспечить рост реальной заработной платы. Вопросам рабочего снабжения необходимо уделить сугубое внимание, тем более, что решение ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) о повышении реальной заработной платы на 12 процентов не выполнено.
Не нашли также достаточного отражения в кампании и такие существенные вопросы, как улучшение охраны труда, жилищ и т. д. Молодежь и работницы во многих районах не вовлечены в перевыборную кампанию в полной мере. Борьба за качественные показатели, «себестоимость» не заняли центрального места в ходе перевыборов заводских комитетов. В результате директива партии о снижении себестоимости не выполнена.
Необходимо сейчас, когда уже подводятся первые итоги перевыборной кампании, обратить серьезное внимание на дальнейшее преодоление трудностей хозяйственного строительства. Новые штабы металлопромышленности, во главе которых стоят лучшие представители рабочего класса — ударники, должны по- большевистски довести борьбу за выполнение и перевыполнение промфинплана до успешного конца. Это необходимо сделать теперь же, так как майские данные металлопромышленности по отдельным предприятиям снова внушают тревогу. Программа опять не выполняется на ряде предприятий. Борьба за дальнейшее развертывание социалистического соревнования и ударничества, борьба за выполнение директивы о качественных показателях должна стоять в центре внимания рабочей общественности.
Л. Кузнецкий.