ВОССТАНИЕ В ИНДИИ
События в Индии развернулись настолько широко, что в настоящее время уже невозможно говорить только о кампании неповиновения английским властям или даже о массовом нарушении законов. Движение приняло открыто революционный характер и охватило настолько широкие массы населения, что английское правительство совершенно резонно рассматривает его как смертельную угрозу своему владычеству в Индии. В целом ряде городов и провинций борьба против английских завоевателей приняла характер всенародного восстания, для подавления которого английский империализм вынужден уже мобилизовать не только всю свою индийскую армию, но и спешно посылать из Европы подкрепления. Отдельные факты отказа туземных солдат стрелять в народ являются грозным предзнаменованием для Англии, в памяти которой еще живы воспоминания о восстании сипаев (туземных солдат) в 50-х годах XIX столетия. В результате недавно происшедшего именно такого инцидента, который английские власти туманно назвали «неудовлетворительным поведением войск», главный город северо - западной провинции, граничащей с Афганистаном, Пешавар две недели находился в руках восставшего населения. Правда, восстания в Пешаваре, равно как и в других промышленных и административных центрах — Калькутте, Дэли, Шолапуре, Чи- таконге, Аллахабаде и др., были подавлены при помощи жестоких репрессий, но в последний момент пламя восстания начало перебрасываться в бесчисленные деревни, населенные сотнями миллионов нищих, ограбленных помещиками и английскими чиновниками индийских крестьян.
НА ПУТИ АГРАРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Индийская деревня, — всегда готовый вспыхнуть костер. Главная опасность для английского владычества кроется в I угрозе аграрной революции. В некоторых провинциях индийские крестьяне являются мелкими собственниками, с трудом вырабатывающими себе жалкое пропитание и деньги, необходимые для уплаты английским властям громадных налогов. В других — крестьянство находится в полукрепостном состоянии и вынуждено на кабальных условиях обрабатывать помещичью землю. Почти целая треть Индии принадлежит Англии не непосредственно, а находится под властью туземных князей, душою и телом преданных Англии, которая охраняет их привилегии для того, чтобы держать в рабстве трудящиеся массы. Поэтому крестьянское движение сразу приняло характер не только национальной, но и противопомещичьей революции. Крестьянские партизанские отряды разрушают железные дороги, совершают нападения на воинские части, истребляют английских чиновников и, заодно, захватывают помещичью землю там, где земельная теснота заставляет крестьян итти в рабство к князьям и ростовщикам. В ряде провинций крестьянские с’езды вынесли постановление об отказе от уплаты налога. Карательные экспедиции, рассылаемые англо - индийским правительством, несмотря на все совершаемые ими жестокости, не добились пока заметных успехов.
ЛИНИЯ КЛАССОВОГО РАЗДЕЛЕНИЯ В ИНДИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Характерной чертой нынешнего периода национально - революционного движения в Индии является руководящая роль в нем рабочего класса, поскольку дело идет о выступлениях в городах. Индийская буржуазия, даже самая «левая», не перестает призывать массы к «пассивному сопротивлению», к отказу от революционных методов борьбы. Развязывание революции не входит в планы мелкобуржуазных «революционеров» вроде Ганди и его единомышленников. Они боятся, что „«чернь» пойдет дальше, нежели это желательно индийской буржуазии, и, наряду с национальными требованиями выдвинет классовые. В деревнях лозунги «внеклассовой» революции еще сильны, хотя практика крестьянского движения опрокидывает их. Но в городах инициативная роль все более переходит к пролетариату, который выдвигает последовательно революционные требования и стремится отбросить мелкобуржуазных лидеров от руководства движением. Линия классового разделения в индийской революции, таким образом, уже наметилась совершенно явственно. Этим самым английскому правительству указан путь для внесения раскола в движение и для «привлечения буржуазии на свою сторону.
«РАБОЧИЕ» УПРАВДЕЛЫ АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗИИ Так называемое «рабочее» правительство Англии не за страх, а за совесть старается доказать английской буржуазии, что интересы Британской империи для него — высшая цель. В то время, как индийский вице - король по директивам правительства Макдональда вводит полевые суды, разжигает междоусобную .‘резню между мусульманами и индусами и практикует порку «бунтовщиков», правительство рабочей партии делает авансы наиболее реакционной части индийской буржуазии и земельной аристократии. Английский социал - реформизм намерен удушить индийскую революцию дл^ того, чтобы спасти для империалистической Англии самую крупную и богатую его колонию. КИТАЙСКАЯ КРАСНАЯ АРМИЯ У ВОРОТ ХАНЬКОУ Национально - революционная освободительная борьба индийского народа совпадает по времени с небывалым размахом повстанческого крестьянского движения на юге и в центре Китая. Даже по преуменьшенным сообщениям английских и американских газет, прошедшим через ряд цензурных рогаток, отчетливо можно видеть, что восставшее крестьянство является полным хозяином десятков уездов, населенных почти 100 миллионами человек. Тысячи бежавщих из восставших районов помещиков, чиновников, ростовщиков и офицеров совершенно единодушны в своих рассказах о «зверствах» крестьянских масс, руководимых коммунистами. «Зверства» эти заключаются в конфискации помещичьих земель, в распределении их между крестьянами, в истреблении и изгнании ненавистных крестьянству паразитических элементов и установлении повсюду советской власти. Судя по последним телеграммам, повстанческие отряды, принявшие название Красной армии, находятся уже в 40 километрах от главного города центрального Китая — Ханькоу. Занятые междоусобными распрями китайские правительства — нанкинское, возглавляемое Чан Кай-ши, и недавно образовавшееся северное, во главе которого стоят Ен Сиццан и Фын Юй-сян, не могут выделить мало-мальски значительных сил для борьбы с крестьянским восстанием. Кроме того, целый ряд воинских частей, посланных против повстанцев, перешел на сторону этих последних. Лозунги восстания настолько популярны, страдания крестьянства настолько велики, что на этот раз бороться с многомиллионными крестьянскими массами китайской военщине и буржуазии будет уже трудно. Кроме того, китайское крестьянство имеет уже опыт движения 1927 года, когда оно было предано гоминдановскими вождями. Отныне оно доверяет только коммунистам и
действует в полном согласии с революционным пролетариатом городов.
УГРОЗА ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ В КИТАЕ Иностранные - империалисты хорошо понимают опасность, возникающую для их господства в результате принявшего огромные размеры революционного движения масс. Они заклинают китайских генералов приостановить хотя бы на время междоусобную войну и об’единен- ными силами расправиться с «красными».
Но, не дожидаясь примирения между враждующими военачальниками, они сами посылают в Китай значительные силы и срочно увеличивают количество своих военных судов. Если красным отрядам удастся захватить Ханькоу, то, несомненно, империалистические державы выступят открыто, так как здесь они впервые столкнутся с советской властью в Китае. События приближаются, таким образом, к критическому моменту, тем более, что единовременное восстание трудящихся масс двух величайших колониальных стран — Китая и Индии ставит на практическую почву вопрос о свержении империалистического ига, тяготеющего над сотнями миллионов людей «низших рас».
АМЕРИКАНСКИЕ «СИМПАТИИ»
К ИНДИИ Чрезвычайно любопытно, что американская буржуазия/ не хуже английской умеющая расправляться с восставшими колониальными народами, проявляет необычайное сочувствие к борьбе Индии за свою независимость. Конечно, она нисколько не одобряет классовых требований пролетариата и крестьянства. Но претензии индийской буржуазии находят в ней сочувствие и отклик. В Соединенных Штатах идут теперь массовые митинги симпатии к индийскому народу, и даже социал - предательская Американская федерация труда упрекает Макдональда в «недемократичности» и в забвении интересов трудящихся масс. Этот неожиданный вйрыв народолюбия по адресу колониальной Индии об’яс- няется, разумеется, отнюдь не гуманностью американских миллиардеров, а исключительно тем фактом, что американский вывоз В Индию в последние годы быстро растет, и надежда завоевать индийский рынок не оставляет американскую буржуазию. Если бы Индия превратилась в независимое государство или хотя бы в самоуправляющуюся колонию (доминион), то английская торговля перестала бы пользоваться своими нынешними привилегиями и открылась бы более широкая возможность ввоза в Индию американских товаров.
РАЗОБЛАЧЕНИЕ УОЛЕНОВСКИХ ФАЛЬШИВОК
Сжатая тисками хозяйственного кризиса американская буржуазия вообще круто меняет ныне все свои традиции и «принципы». С совершенно непонятным на первый взгляд усердием американская печать и целый ряд парламентских деятелей принялись разоблачать подделывателей антисоветских документов, напечатанных недавно в неко^рых газетах от имени начальника нью - йоркской полиции Уолена. Документы эти представляют собою, якобы, переписку между Исполкомом Коминтерна и Советско- американским обществом торговли (Ам- торг). В этих фальшивках речь идет об организации коммунистической пропаганды в Соединенных Штатах, при чем соответствующее поручение дается будто бы председателю Амторга тов. Богданову. Безграмотность и грубость подделки бросается в глаза. В этом отношении уоленовские фальшивки ничем не отличаются от Подобной же продукции, не раз служившей орудием против советского правительства за границей.
Но на этот раз фальсификаторам не повезло. Они не учли того обстоятельства, что американская буржуазия, в частности очень влиятельные и могущественные тресты, в настоящее время заинтересованы в расширении своих торговых оборотов с СССР. Обвинение Амторга в коммунистической пропаганде означало бы ухудшение советско - американских торговых отношений. Поэтому фальшивки встретили неблагоприятный прием. Целый ряд министерств заявил, что подлинность документов сомнительна, а депутат крупнобуржуазной республиканской партии’Лагардия выступил в палате представителей с решительным заявлением, что «документы» не более, как грубая подделка, что они составлены в Нью - Йорке и напечатаны на бланках, заказанных в нью - йоркской же типографии. Репортеры американских газет устанрвили и имя владельца этой типографии и даже фамилию заказчика. Этим заказчиком оказался сотрудник бело-
I гвардейской газеты «Новое русское слово» эстонец Иоузи.
АНТИСОВЕТСКАЯ «ФЕДЕРАЦИЯ НАРОДОВ» И МЕЧТЫ ФРАНЦУЗСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА
Антисоветская махинация в Соединен-’ ных штатах, таким образом, провалилась. Вероятно, провалится и другой, еще более широко задуманный маневр, который пытался осуществить в Женеве на сессии совета Лиги Наций французский министр иностранных дел Бриан. После длительных приготовлений он
разослал европейским капиталистическим державам проект «Федерации европейских народов», которая, по существу, представляла бы собою союз буржуазных государств под главенством Франции. Цель этого союза —об’единить европейские государства для борьбы, с одной стороны, с Америкой, а с другой — с СССР. Конечно, против могущественной Америки сорганизовать серьезное выступление было бы трудно. Поэтому главной задачей французского империализма является создание блока капиталистических стран против СССР. Вначале «Федерация европейских народов» должна была поставить перед собою задачи экономического об’единения Европы, что на практике означало бы экономический блок против СССР. Таким путем осуществились бы мечты французских и германских капиталистов о финансовой и торговой блокаде Советского союза.
Однако, французские планы встретили решительное сопротивление со стороны прочих великих держав, в особенности со стороны Англии и Италии. Эти державы больше всего боятся усиления французского могущества и стараются по мере сил сократить французские аппетиты.
«Федерация европейских народов» в том виде, в каком ее начертал Бриан, представляла бы фактически об’едине- ние Европы под главенством Франции. Противоречия интересов империалистических держав еще раз не позволили нм создать единый антисоветский фронт. Проекты Бриана надолго еще останутся лишь сладостной, но невыполнимой меч» той французских империалистов.
С. Яворский.