Сейчас, когда сев в колхозах в основном закончен, назрела неотложная необходимость дальнейшего организационного укрепления колхозов для создания базы их дальнейшего хозяйственного роста и вовлечения в колхоз новых слоев бедняцко - середняцких хозяйств. Прежде всего, здесь необходимо иметь в виду взаимоотношения между колхозами и единоличником. К нашему сожалению приходится отметить, что не всюду в колхозах эти взаимоотношения нормальны.
В момент, когда часть бедняцко - середняцких хозяйств, времнено поддавшихся кулацкой агитации, вышла из колхозов, некоторые колхозные активисты, вместо серьезной раз’яснительной работы, стали в позу обиженных и оскорбленных. Эту позу они сохранили и по сие время.
— Ушли из колхоза... Вам же хуже будет!..
Факт отказа некоторых колхозов Спасского кантона помочь единоличникам, отставшим в севе, свидетельствует о том, что такие настроения в колхозах существуют, создавая ненормальные отношения между колхозниками и едийо- личниками, и кое где задерживают количественный рост колхозов.
Ясно, что колхозы своей хозяйственной деятельностью и посильной трудовой помощью бедняцким единоличным хозяйствам должны создать вокруг себя обстановку симпатий всего трудового крестьянства. Многие колхозы этого уже достигли. Но как понять тот факт, когда в деревне Комаровке, Спасского кантона, некоторые крестьяне были лишены земельных наделов за то, что они вышли из колхоза даже до окончательного землеустройства. О чем думали комаровские работники, когда читали правительственные директивы о недопустимости оставления выходцев из колхоза без земель, или отвода им худших земель, если рядом с колхозным полем есть удобная и хорошая земля?
Такие действия в Комаровке, как и в Шуране (Лаишевский район), где единоличникам при землеустройстве прирезали в яровом клину в счет нормы непашь, не поднимаемую около 20 лет, конечно, не содействуют росту симпатий к колхозу, а, наоборот, играют на руку кулаку, помогают ему в его антиколхозной агитации.
Корни подобного отношения к единоличнику лежат в забвении задачи дальнейшего роста колхозов и в стремлении пойти по линии наименьшего сопротивления в стремлении -- не разоблачать на практике попытки подкулачников Опорочить колхоз, а отгородиться от деревни, замкнуться в собственной колхозной скорлупе.
Этим настроениям нужно об’явить сейчас же самую решительную борьбу, ибо они уже кое-где претворяются в действие.
В селе Антоновке, Спасского кантона, колхоз, который сумел показать единоличникам крепкое умение слаженно и организованно работать, не сумел пойти дальше и на основе этого показа развить кампанию за вовлечение в колхоз новых десятков дворов. Мало того, правление колхоза совершило грубейшую ошибку, допустив позицию «регулирования роста» колхоза.
18 апреля в колхоз были поданы 3 заявления об обратном вступлении в колхоз. Правление ответило на эти три заявления «мотивированным отказом». В числе подавших заявления были комсомолец и беднячка - вдова. Беднячке отказали по неслыханной мотивировке. Потому, что... «Она — вдова у нее нет ничего. Муж покойный у нее был из соседней деревни».
Комсомольцу отказали по причине, что землеустройство уже проведено. Дополнительно правление ориентировало свой отказ в приеме в колхоз следующим образом:
«Почему он раньше не вступал»...
Вот это «почему раньше не вступал» величайшая угроза дальнейшего роста колхозов на сегодняшнем этапе. От подобной позиции нужно решительно отказаться, сохраняя в одно и то же время величайшую бдительность по отношению к хроническим гастролерам, то и дело подающим заявления то о выходе, то о приеме.
Не менее важная задача в дальнейшем укреплении колхозов — это практическое привлечение масс колхозников к творческому участию в руководстве колхозом и развитие широчайшей колхозной общественности. Нередко в предпосевной горячке в колхозах «согласно правилам внутреннего распорядка»‘ создавались различные комиссии, сейчас забытые и дряхлые, несмотря на то, что они созданы в колхозах, которые молоды и сами всего лишь несколько месяцев существуют. Комиссии ничего не делают, люди в эти комиссии записаны, но к работе не привлекаются. Весь груз несет небольшая, а иногда крайне малочисленная группа активистов, естественно, о этим грузом несправляющаяся.
Колхоз нуждается в творческих работниках, отдающих колхозу не только мускульную энергию, но и свою мысль. В это же время колхозники так нуждаются в воспитании на практических примерах общественной и организационной работы. Их необходимо всерьез и по-деловому к этой работе привлекать.
Необходимо мобилизовать все общественное мнение колхозников на борьбу с имеющими место в колхозах шкурничеством, разгильдяйством, рвачеством и другими вреднейшими антиколхозными тенденциями.
Здесь нужно широко приложить метод социалистического соревнования. Однако, в колхозах социалистическое соревнование прививается пока еще недостаточно успешно.
В одном из крупнейших в Спасском кантоне колхозе, «Канаш», несмотря на успешное проведение сева, среди части колхозников отсутствует дисциплина, что в значительной степени повлияло на организованность и своевременность работ. За 17 дней полевых работ было отмечено 185 прогульщиков. Никто этому борьбы не об’явил. Нарядчику было «некогда», он просто механически отмечал прогульные дни. Правление не обратило на это, да и некогда было обращать, внимания, а масса выражала недовольство и никто не мобилизовал массу на борьбу с величайшим злом — отсутствием трудовой дисциплины и расхлябанностью.
Организованные в колхозах культурно - бытовые комиссии сплошь да рядом бездействуют, несмотря на исключительную важность, именно сейчас, повести летучую, но планомерную культурно- просветительную и политическую работу среди колхозников. Нет нужды указывать, что в совершенном забвении находятся группы батрачества и бедноты, и существуют они фактически на бумаге.
Период междупарья в колхозах необходимо использовать для ликвидации всех недочетов внутриколхозной жизни и для полнейшей ликвидации настроений в пользу «регулирования роста» или самотека.
В этой борьбе большая роль ложится на райколхозсоюзы, которые, к сожалению, не всегда в состоянии справиться с этой работой. В ряде мест (Рыбная слобода, Спасск и др.) райколхозсоюзы превратились в канцелярии, довольно обильные по штату, но убогие по качеству работы. Они забыли свои организационномассовые функции и занимаются исключительно распределением кредитов и машиноснабжением.
Райколхозсоюзы, как организации, находящиеся непосредственно на местах, территориально расположенные в гуще колхозов, должны срочно перестроить свою работу, используя инструкторский аппарат для развития подлинной массовой и творческой деятельности в колхозах. Юниус.
Спасский кантон.