Казанский университет празднует 125-летний юбилей своего существования.
Имя великого вождя мирового пролетариата—В. И. Ленина, имена корифеев мировой науки—Лобачевскего и Бутлерова остаются лучшим памятником юбиляру.
В активе 125-летне го пути университета—величайшие вклады в передовую научную мысль.
Неоценимы успехи университета за последние 13 лет, которые изменили облик высшей школы и заставили ее служить рабочему классу и социалистическому строительству.
Казанский университет—крупнейшее учебное заведение Поволжья, свыше ста лет служившее орудием духовного порабощения национальных меньшинств Волжско-Камского края, революцией передан наелужбу рабочим икрестьянам на интернациональном содружеств строящим новую жизнь.
Тот факт, что из стен университет за 13 лет революции вышло специали стов и научных работников-наципнало; во много раз больше, чем за предше ствовавшие 112 лет, говорит о том, чт< он стал подлинным орудием культур ного под'ема трудящихся.
Но большая роль, которую универси тет сыграл в деле подготовки проле тарских специалистов и научных ра ботников из националов, в деле разра ботки новых научных приемов, не мо жет умалить недостатков, которым! университет до сих пор болеет.
Еще не изжиты в нем „славные" тра ди ции прошлого: консерватизм, непо воротливость и Косность.
Партия, особенно за последние дв; года, повела решительное наступлени на широком фронте культурного и хозяйственного строительства. Универси тет стал перед лицом новой эпох! пред‘являющей совершенно новые требования к высшей школе—перестроит) ся на методах работы в соответствии ростом социалистического строител ства, усилить темп подготовки прол тарских специалистов, таких специ листов, „которые сочетали бы глубокую техническую подготовку с широким общественно-политическим кругозором и умением организовать творческую активность миллионов масс трудящихся“.
Празднуя юбилей, мы отдаем данное всему полезному и творчееко что накопилось в университете за дол годы его существования. Но, вместе с тем, в дни празднества мы ни на нуту не забываем и подчеркиваем, университетская система требует ренной реорганизации.
Университетская архаическая, уходящая корнями в прошлое система, о ванная на случайном сцеплении ни общего не имеющих между собой культетов, отживает свой век ка’ мирает схоластика в методах обучения в советских вузах.
В соответствии с решениями партии мы должнн напрячь все силы на улучшение подготовки новых кадров пролетарских специалистов, на пеоестройку высшей школы. И органической частью этой перестройки является создание на базе университетов крупных отраслевых вузов и втузов, связанных органически с производством.
Вот почему надо отрешиться от мысли, что юбилей университета является узко - университетским праздником. Юбилей должен быть праздником борьбы за пролетарские кадры.
Реорганизация вузов встречает на своем пути не мало препятствий. Мы были свидетелями упорной борьбы, которую вела реакционная часть профессуры против перевода учебы на новые, активные методы, выдвинутые самой жизнью. Эта часть профессуры, цепляясь за все, что напоминает старую школу, будет, несомненно, противодействовать и ломке университетской системы и панически кричать о том, что „рушатся цитадели научной мысли.”
Попыткам противодействовать перестройке школы мы должны противопоставить еще большую сплоченность основной массы научных работников и пролетарского студенчества вокруг задач, выдвинутых партией перед высшей школой.
В дни юбилея мы должны приковать внимание советской общественности к задачам подготовки пролетарских специалистов и сблизить научных работников и вузовскую общественность с рабочими массами.
В. А е и о в. М. Е с е л е в.