ШИРЕ ПОЗНАКОМИТЬ РАБОЧИХ С ПРОЕКТОМ КАЗАКОВА
Проект Казакова по оздоровлению Бу' лака и Кабана рабочие приняли одобри тельно, но очень жалеют, что о нем на писали скупо. Рабочие по догадкам ре^ шают, куда, например, будет деваться весенний лед, что будет с Казанкой ниже плотины? Нужно проект осветить ши ре, чтобы рабочие могли проработать его. Рабочие не будут выдвигать и даже вспоминать о проекте Энша, потому что стыдно говорить о том проекте, на который бесполезно потрачено десятки .тысяч рублей.
Наши специалисты растеряно и неуверенно высказываются по проектам, а конкретно никто ничего не сказал. Все они витают в радужных перспективах. Инженер Тру фанов уже мечтает о создании внутреннего порта. Фантазиями я думаю, заниматься рано, когда-то еще .что будет.
Тов. Казаков, освети подробнее свой проект в печати и сделай доклады на рабочих собраниях. Быть может, мы поможем тебе своими советами. Но это цужно сделать до начала работ, а то с докладом ты опоздаешь, как опоздал тов. Ганёев' с участком под новую электростанцию. Он выступил с докладом тогда, когда ошибка была сделана.
Теперь я предлагаю, пока идет разговор, срочно отгородить все проезды на Кабан, запретить «Спартаку» свалку корья в Кабан и прекратить спуск грязного бензина из барабанов, запретить купанье лошадей, сделать штольни около цементовой ловушки под железнодорожным полотном и углубить не менее чем на два метра вход и выход из трубы. После того, как эти дефекты будут устранены, — предложить Казгрэсу принимать воду из Дальнего Кабана и спускать в Ближний. Санитарной комиссии надо бить тревогу об устранении загрязнений Кабана. Пора подумать и о переводе бань на водопроводную воду. С наступлением жары мы не гарантированы от эпидемии.
Рабочий электростанции М.
ДОВОЛЬНО С НАС «ТРУБ»
Привожу свои соображения, как специалист - географ. Прежде всего, не могу согласиться с инженером Аксеновым, который говорит, что проект нужно отложить впредь до оздоровления
города. Это выходит — нужно откладывать одно хорошее дело, пока не сделаешь другого. А вопрос о Кабане и Булаке имеет громадную ценность и кроме санитарии, почему он и ставится в первую очередь. Параллельно заниматься и оздоровлением города никто не запрещает.
По вопросу о проектах Казакова и Энша могу сказать: —не нравятся мне трубы, а они есть в обоих проектах. С нас довольно «труб»: труба на Булаке, в которую зачем-то ухлопали 30 тысяч рублей, да вдобавок снесли мост; рухнувшая труба коллектора канализации; нелепая труба железнодорожной насыпи Г на Кабане, которую придется заменять' мостом... Вообще, с этими трубами мы вылетаем в. трубу. В проекте Энша — громадная труба под всем Булакоы, в проекте Казакова — труба для спуска вод в Волгу. Все это рискованные вещи, "оторые стеснят водообращение и очищение, особенно весной. Дайте нам открытый проточный Булак и спуск воды в Воложку.
Кроме того, нам нужен сплошной водный путь вокруг Казани, а не засыпка Булака. Не нужно забывать и план новой планировки Казани. Казань лишена выгод близости к Волге, чем обладают все другие поволжские города. Проект гавани на лугах, у вокзала, оказался неудачным. Нам нужно создать путь и Казань будет иметь два водных пояса — внутренний: Казанка, Булак, Кабан — с выходом в Воложку и Волгу, и внешний пояс — сама Волга. Этот путь следует превратить в судоходный. При под’еме уровня воды Казанка превратится в судоходную реку, ее 'приток Нокса также будет доступен для мелких судов. Связь с Волгой пойдет (для судов) или через Воложку, или через нижнюю часть Казанки, от Горбатого моста. В том и в другом случае необходима регуляция и устройство однокамерного или двукамерного шлюза. И мы будем иметь прямой водный путь с Волги на Кабан, вокруг Казани и вверх по Казанке. Рушится 'громадное расстояние, отделяющее нас от. Волги.
Будущее я представляю так: Казань будет расти именно вверх по Казанке, по Сибирскому тракту.
Вместо песчаных берегов и гнилых мы увидим здесь цветущую оживленную новую Казань.
Проф. В. Сементовский.