СЛОМАТЬ СТАРУЮ СИСТЕМУ

При пересмотре системы управления промышленностью ТР должны быть уч­тены следующие особенности. Наша про­мышленность не имеет явно доминирую­щих отраслей, что затрудняет выбор си­стемы управления с ориентацией на глав­ную отрасль. Крайняя разнохарактер­ность местной промышленности даже в рамках отдельных трестов требует ин­дивидуального подхода к каждому трес­ту в отдельности. Кроме всего следует учитывать национальные особенности ТР, а также необходимость максималь­ного сжатия аппарата управления. (В на­шей промышленности занято всего 16 тысяч рабочих). В основу новой систе­мы управления необходимо положить следующие главнейшие правительствен­ные директивы: превращение трестов в органы технического руководства, рас­пространение системы хозяйственного расчета до цехов, обеспечение наиболее быстрой реализации технических дости­жений и утвержденных стандартов, все­мерное приближение исполнителя к ру­ководителю, наконец, осуществление еди­ноначалия.

Таким образом, существующая у нас структура управления противоречит с одной стороны, новому отраслевому

принципу об’единения предприятий, с другой стороны — не соответствует тен­денции растрестирования. Формируемые в центре об’единения по отраслевому признаку ставят нас перед необходимо­стью, в первую очередь, расформиро­вать тресты, об’единяющие разнородные предприятия, не связанные единством технологической обработки или преем­ственностью обработки изделий.

На базе данной общей установки прак­тическую реорганизацию следует начать с силикатной промышленности, металло­промышленности, Татпищтреста и Тек- стилькомбиката. В текущем году могут быть временно оставлены в стороне с це лью более безболезненного проведения реорганизации: Лесотрест, связанный ( сезонностью, с Лесопромхозами и т. д. Полиграфтрест, в настоящее время реор­ганизуемый, путем включения в его со­став кантонных типографий, и Таткожтрест, построенный по отраслевому при­знаку и связанный с предстоящим слия­нием с конторой Кожсиндиката.

Силикатная промышленность об’единяет три предприятия, с вновь организуемы­ми—6. В защиту необходимости органи­зации треста приводились следующие до­воды: отдаленность предприятий, — ос­тается, как фактор, отрицательно дейст­вующий на качество руководства и при условии организации треста, недостаточ­ное количество технических сил — гово­рит против их дальнейшего распыления между предприятием, трестом и ТСНХ, недостатки операционно - хозяйственной работы предприятия — операционно-хо­зяйственная работа значительно упро­щается с 1930 года реформой кредита, а

также концентрацией сбыто - снабжен­ческих функций при Татторге. Необходи­мо, вместо Силикаттреста, с предусмот­ренным аппаратом в составе 25 чел., со сметой расходов по ним в размере 66.900 р. организовать прн ТСНХ специальный сектор силикатной промышленности по техническому руководству ею. Сектор должен состоять из шести работников с расходами по ним в размере 20.952 рубля. Данное предположение даст сбережений год, сравнительно со сметой расходов по содержанию штата треста, по мини­мальному расчету 46.048 рублей.

Металлтрест к 1 июля будет состоять из четырех предприятий с общим коли­чеством рабочих 500—600 человек. Ме­таллтрест обслуживает местную промыш­ленность, главным образом, по линии ре­монтных работ, требующих планового распределения заказов. Многочисленность ассортимента выпуска и большая органи­зационная работа по собиранию метал­лозаводов в ТССР делает необходимым на ближайшее время существование тре­ста с тем, однако, условием, чтобы во­прос о слиянии аппарата треста с наибо­лее мощным заводоуправлением из об’единяемых им предприятий был по­ставлен вторично в будущем операцион­ном году. При сокращении об’ема работ, с перенесением центра технического ру­ководства и учета на предприятия, трест будет иметь сокращение расходов по штатам в месяц с 10.516 рублей до 5.803 руб. Таким образом, в структуре ап­парата Металлтреста мы будем иметь пе­реходную форму управления от полно­ценного треста к полной самостоятельно­сти предприятий или к превращению каждого из них в цеха, при одном рас­ширенном заводоуправлении.

Татпищтрест состой из трех предпри­ятий, с общим количеством рабочих в 570 человек (исключая дрожжевой за­вод «Хурриат») с количеством рабочих в 60 человек (находящийся накануне кон­сервации). Кроме того, Татпищтрест име­ет 9 винных заводов с общим числом ра­бочих в 328 человек. Винзаводы, имею­щие специфический характер и раздроб­ленные по линии управления между мно­гими хозяйственными организациями, ра зумно об’единяются распоряжением ВСНХ в специальном Спирттресте. Вопрос о структуре управления ос­тающимися тремя предприятиями Тат­пищтреста может быть решен Путем пол­ного выделения предприятий в самостоя­тельные единицы с одновременной орга­низацией соответствующего сектора при ТСНХ. Однако, между предприятиями Татпищтреста мы имеем следующую за­висимость: а) общая территория (завод «Красный Восток» и фабрика «Светоч»), б) паточный завод «Пламя» обслуживает преимущественно конфетную фабрику «Светоч», в) одно паросиловое хозяйство, обслуживающее заводы «Красный во­сток» и «Светоч», г) об’единенное складское хозяйство, общая лабо­ратория и т. д. Последнее об­стоятельство, а также маломощность говорят о малой целесообразности дать полную самостоятельность предприяти­ям. Оставление аппарата треста для пре- приятий с общим количеством рабочих в 570 человек, параллельно с заводо­управлением «Красный Восток», об’единяющим 250 рабочих,: приведет фактиче­ски к созданию двух параллельных за­водоуправлений.

При сохранении треста с нородными предприятиями (пиво, феты, патока) нецелесообразно создавать органы технического руковод­ства при тресте, так как не может быть общего технического руководства по разнородным предприятиям, в то время, как тресты должны быть именно органа­ми технического руководства, по новой директиве ВСНХ. Необходимо расширен­ному заводоуправлению «Красный во­сток» передать функции управления все­ми тремя предприятиями, с превращени­ем каждого в завод - цех с законченны­ми балансами и калькуляциями.

Текстилькомбинат. На первое января 1930 г. он состоял из трех валяно-обув- ных предприятий, текстильной фабрики и пошивочного об’единения с общим ко­личеством рабочих — 7.019 человек. Ос­новной недостаток существующей струк­туры Текстилькомбината заключается в разнородности предприятий, что при крайнем недостатке технического персо­нала треста создает только видимость технического руководства. Пятилетка, предусматривающая постройку фабрики искусственного волокна, фабрики грубых сукон и т. д., усилит разнородность пред­приятий Текстилькомбината.

Наличие в форме треста дополнительной инстанции между ТСНХ и предприятия­ми в настоящее время затрудняет руко­водство со стороны ТСНХ, замедляет темп продвижения директив, раздваива­ет ответственность, что невидимой тяже­стью ложится на рентабельность. Вклю чение пошивочного об’единения в Тек­стилькомбинат в свое время было произ' ведено, в связи с финансовой маломощ' ностью пошивочных фабрик. Реформа системы кредитования в значительной степени решает эту проблему и аниуля рует старые доводы в защиту об’едине­ния предприятий Текстилькомбината. При разнородности предприятий цент­рализация при тресте сбыто * снабжен ческих функций не дает значительных преимуществ. Необходима следующая реорганизация Текстилькомбината. Тею стильная фабрика имени Ленина выде ляется в качестве самостоятельной, с уве личением штата на 7 человек. Управление пошивочными фабриками возлагается на расширенное фабрикоуправление фабри­ки № 5. Предлагаемое управление валено- обувными предприятиями в числе 3 строящегося целесообразно организовать по типу силикатного сектора. Учитывая, однако, то обстоятельство, что система ру ководства промышленностью путем СО' здания секторов при ТСНХ еще не ис­пытана, настроение в пользу организа ции треста большинства работников ТСНХ и треста, а также то, что валяно­суконный трест будет создан не вновь, а путем реорганизации Текстилькомбината, можно допустить на ближайшее время организацию валяно - суконного треста в составе 25 работников, вместо 71 штат ной единицы, затребованной Текстиль комбинатом для этой цели. Исключитель­но сложный вопрос реорганизации си­стемы управления в промышленности Татарии в будущем операционном году сможет быть безболезненно ре­шен по отношению ко всей промышлен­ности на основе полученного опыта.

М. Гефтер.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости