При пересмотре системы управления промышленностью ТР должны быть учтены следующие особенности. Наша промышленность не имеет явно доминирующих отраслей, что затрудняет выбор системы управления с ориентацией на главную отрасль. Крайняя разнохарактерность местной промышленности даже в рамках отдельных трестов требует индивидуального подхода к каждому тресту в отдельности. Кроме всего следует учитывать национальные особенности ТР, а также необходимость максимального сжатия аппарата управления. (В нашей промышленности занято всего 16 тысяч рабочих). В основу новой системы управления необходимо положить следующие главнейшие правительственные директивы: превращение трестов в органы технического руководства, распространение системы хозяйственного расчета до цехов, обеспечение наиболее быстрой реализации технических достижений и утвержденных стандартов, всемерное приближение исполнителя к руководителю, наконец, осуществление единоначалия.
Таким образом, существующая у нас структура управления противоречит с одной стороны, новому отраслевому
принципу об’единения предприятий, с другой стороны — не соответствует тенденции растрестирования. Формируемые в центре об’единения по отраслевому признаку ставят нас перед необходимостью, в первую очередь, расформировать тресты, об’единяющие разнородные предприятия, не связанные единством технологической обработки или преемственностью обработки изделий.
На базе данной общей установки практическую реорганизацию следует начать с силикатной промышленности, металлопромышленности, Татпищтреста и Тек- стилькомбиката. В текущем году могут быть временно оставлены в стороне с це лью более безболезненного проведения реорганизации: Лесотрест, связанный ( сезонностью, с Лесопромхозами и т. д. Полиграфтрест, в настоящее время реорганизуемый, путем включения в его состав кантонных типографий, и Таткожтрест, построенный по отраслевому признаку и связанный с предстоящим слиянием с конторой Кожсиндиката.
Силикатная промышленность об’единяет три предприятия, с вновь организуемыми—6. В защиту необходимости организации треста приводились следующие доводы: отдаленность предприятий, — остается, как фактор, отрицательно действующий на качество руководства и при условии организации треста, недостаточное количество технических сил — говорит против их дальнейшего распыления между предприятием, трестом и ТСНХ, недостатки операционно - хозяйственной работы предприятия — операционно-хозяйственная работа значительно упрощается с 1930 года реформой кредита, а
также концентрацией сбыто - снабженческих функций при Татторге. Необходимо, вместо Силикаттреста, с предусмотренным аппаратом в составе 25 чел., со сметой расходов по ним в размере 66.900 р. организовать прн ТСНХ специальный сектор силикатной промышленности по техническому руководству ею. Сектор должен состоять из шести работников с расходами по ним в размере 20.952 рубля. Данное предположение даст сбережений год, сравнительно со сметой расходов по содержанию штата треста, по минимальному расчету 46.048 рублей.
Металлтрест к 1 июля будет состоять из четырех предприятий с общим количеством рабочих 500—600 человек. Металлтрест обслуживает местную промышленность, главным образом, по линии ремонтных работ, требующих планового распределения заказов. Многочисленность ассортимента выпуска и большая организационная работа по собиранию металлозаводов в ТССР делает необходимым на ближайшее время существование треста с тем, однако, условием, чтобы вопрос о слиянии аппарата треста с наиболее мощным заводоуправлением из об’единяемых им предприятий был поставлен вторично в будущем операционном году. При сокращении об’ема работ, с перенесением центра технического руководства и учета на предприятия, трест будет иметь сокращение расходов по штатам в месяц с 10.516 рублей до 5.803 руб. Таким образом, в структуре аппарата Металлтреста мы будем иметь переходную форму управления от полноценного треста к полной самостоятельности предприятий или к превращению каждого из них в цеха, при одном расширенном заводоуправлении.
Татпищтрест состой из трех предприятий, с общим количеством рабочих в 570 человек (исключая дрожжевой завод «Хурриат») с количеством рабочих в 60 человек (находящийся накануне консервации). Кроме того, Татпищтрест имеет 9 винных заводов с общим числом рабочих в 328 человек. Винзаводы, имеющие специфический характер и раздробленные по линии управления между многими хозяйственными организациями, ра зумно об’единяются распоряжением ВСНХ в специальном Спирттресте. Вопрос о структуре управления остающимися тремя предприятиями Татпищтреста может быть решен Путем полного выделения предприятий в самостоятельные единицы с одновременной организацией соответствующего сектора при ТСНХ. Однако, между предприятиями Татпищтреста мы имеем следующую зависимость: а) общая территория (завод «Красный Восток» и фабрика «Светоч»), б) паточный завод «Пламя» обслуживает преимущественно конфетную фабрику «Светоч», в) одно паросиловое хозяйство, обслуживающее заводы «Красный восток» и «Светоч», г) об’единенное складское хозяйство, общая лаборатория и т. д. Последнее обстоятельство, а также маломощность говорят о малой целесообразности дать полную самостоятельность предприятиям. Оставление аппарата треста для пре- приятий с общим количеством рабочих в 570 человек, параллельно с заводоуправлением «Красный Восток», об’единяющим 250 рабочих,: приведет фактически к созданию двух параллельных заводоуправлений.
При сохранении треста с нородными предприятиями (пиво, феты, патока) нецелесообразно создавать органы технического руководства при тресте, так как не может быть общего технического руководства по разнородным предприятиям, в то время, как тресты должны быть именно органами технического руководства, по новой директиве ВСНХ. Необходимо расширенному заводоуправлению «Красный восток» передать функции управления всеми тремя предприятиями, с превращением каждого в завод - цех с законченными балансами и калькуляциями.
Текстилькомбинат. На первое января 1930 г. он состоял из трех валяно-обув- ных предприятий, текстильной фабрики и пошивочного об’единения с общим количеством рабочих — 7.019 человек. Основной недостаток существующей структуры Текстилькомбината заключается в разнородности предприятий, что при крайнем недостатке технического персонала треста создает только видимость технического руководства. Пятилетка, предусматривающая постройку фабрики искусственного волокна, фабрики грубых сукон и т. д., усилит разнородность предприятий Текстилькомбината.
Наличие в форме треста дополнительной инстанции между ТСНХ и предприятиями в настоящее время затрудняет руководство со стороны ТСНХ, замедляет темп продвижения директив, раздваивает ответственность, что невидимой тяжестью ложится на рентабельность. Вклю чение пошивочного об’единения в Текстилькомбинат в свое время было произ' ведено, в связи с финансовой маломощ' ностью пошивочных фабрик. Реформа системы кредитования в значительной степени решает эту проблему и аниуля рует старые доводы в защиту об’единения предприятий Текстилькомбината. При разнородности предприятий централизация при тресте сбыто * снабжен ческих функций не дает значительных преимуществ. Необходима следующая реорганизация Текстилькомбината. Тею стильная фабрика имени Ленина выде ляется в качестве самостоятельной, с уве личением штата на 7 человек. Управление пошивочными фабриками возлагается на расширенное фабрикоуправление фабрики № 5. Предлагаемое управление валено- обувными предприятиями в числе 3 строящегося целесообразно организовать по типу силикатного сектора. Учитывая, однако, то обстоятельство, что система ру ководства промышленностью путем СО' здания секторов при ТСНХ еще не испытана, настроение в пользу организа ции треста большинства работников ТСНХ и треста, а также то, что валяносуконный трест будет создан не вновь, а путем реорганизации Текстилькомбината, можно допустить на ближайшее время организацию валяно - суконного треста в составе 25 работников, вместо 71 штат ной единицы, затребованной Текстиль комбинатом для этой цели. Исключительно сложный вопрос реорганизации системы управления в промышленности Татарии в будущем операционном году сможет быть безболезненно решен по отношению ко всей промышленности на основе полученного опыта.
М. Гефтер.