ВРЕДНЕЙШЕЕ БЛАГОДУШЕЕ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТАВЯТ ПОД УГРОЗУ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНОВ II ГОДА ПЯТИЛЕТКИ

Темпы работы нашей трестированной промышленности в первом квартале текущего года ставят под угрозу срыва второй год пятилетнего плана. По пятилетке промышленность ТР в этом году затратит на капитальное вложение больше девяти миллионов рублей. Значительная часть этой суммы должна быть получена за счет накоплений промышленности этого года. А результаты первого квартала по основным качественным показателям — неудовлетворительны.
Положение тем более тревожное, что значительная часть «командиров» промышленности охвачена благодушными настроениями.
Эти руководители рассуждают, примерно, так:
— Исстари уже создалась традиция, что в первом квартале темп ослабляется. Поэтому ничего странного нет. В оставшееся время все наверстывается.
Другие говорят:
— В первом квартале потому не выполняются планы, что производство не успевает быстро перестроиться на темпы нового года. В последующее время все «утрясется», и программы будут выполнены.
Надежда на будущее—вредное успокоение.
1-й квартал т. г. по основным качественным показателям дал не улучшение, а ухудшение, по сравнению с последним кварталом прошлого года. О каких же новых темпах может итти речь, если даже и старые ослаблены?
Олимпийское спокойствие многих хозяйственников, технических руководителей и администрации бьет по выполнению производственных планов. Оно не толкает наши предприятия на скорейшую рационализацию производства, на лучшую организацию его. А эти два места— самые больные в работе промышленности.
Число рабочих, занятых в трестированной промышленности в первом квартале, возросло по сравнению с прошлым годом на 4,2.процента. Но это пополнение промышленности, во-первых, шло беспланово и, во-вторых, очень плохо используется. За этот квартал вновь принято рабочих больше трех тысяч и одновременно с этим больше двух тысяч уволено. Иногда предприятия превращаются прямо в проходной двор. Кожевенная помышленность имела к началу года 2.053 рабочих; за три месяца уволена пятая часть рабочих и вновь принято 852. В валеном производстве вновь принято 349 и 309 уволено. Подготовки к комплектованию предприятий не было. Имеющиеся и новые рабочие использовались плохо. Вновь принятых рабочих обучают неорганизовано, неудовлетворительно.
Несмотря на увеличение кадров, рабочее время используется хотя и лучше, чем в прошлом, но еще слабо. За три месяца одни текущие простои внутри производства составляют 127 тысяч человеко-часов, за которые выплачено больше 46 тысяч рублей. Эти простои, особенно велики в кожевенной промышленности, где за них выплачено больше 19 тысяч рублей, по текстильной (4.783 рубля) и швейной (обошлись больше 13 тысяч рублей). Причинами простоев являются не только об’ективные условия, но и плохая организация производства. Иногда простои — результат преступной бесхозяйственности. На казанских лесопильных заводах были систематические простои всего завода по 30-40 минут в день только потому, что своевременно не подносились дрова для машинного отделения.
Кроме явных простоев есть еще и скрытые. На некоторых предприятиях, из-за отсутствия работы, квалифицированных рабочих ставили на неквалифицированную работу. Эта форма простоя имеет две отрицательных стороны: во-первых, нерациональное использование силы и во- вторых—лишнее расходование средств.
Есть еще одна форма плохого использования рабочей силы, которая связана с плохой организацией производства.
На текстильной фабрике некоторые машины работают всего полтора часа в день. Остальные 6,5 часа они фактически бездействуют. Почему? Во-первых, потому, что работнице самой приходится ходить за сырьем; на это иногда тратится больше часа. Во-вторых, из-за плохого обслуживания машин (небрежное содержание, плохая организация мелкого ремонта и т д.). И это не только на текстильной фабрике. На каждом предприятии в большей или меньшей степени замечается подобная картина.
Другие потери рабочего времени сократились: прогулы по уважительным
причинам с 0,74 процента (средний за прошлый год) до 0,55, по неуважительным причинам с 1,1 процента до 0,73. Отпуска по болезни по сравнению с первым кварталом прошлого года возросли с 4,94 до 5,26 процента.
Два момента — использование рабочей силы и организация производства в основном определяют выполнение производственной программы. Несмотря на го, что количество рабочих увеличилось по всей трестированной промышленности, план вместо 25 процентов выполнен на 23,3 процента. Недовыполнили план предприятия Кожтреста — на 3,2 процента, Лесотреста (по пиломатериалам) — на 4 процента, пивоваренное производство— на 1,4 процента, дрожжевое — на 13,1, алебастровый завод — на 12,4 процента и предприятия Текстилькомбината: валено- обувное производство — на 7,8 процента, текстильное — на 1,2, швейное — на 4,8 процента.
Выработка отчетного квартала по сравнению с июлем—сентябрем уменьшилась на 5,3 процента.
Еще менее утешительны данные по производительности труда. Она должна была увеличиться по сравнению с прошлым годом на 33 процента. А вместо этого уменьшилась на 4,3 процента. Производительность по сравнению с последним кварталом прошлого года упала на 18,7 процента. И это при развертывающемся социалистическом соревновании!
Эти цифры — лучшее доказательство того, как руководители промышленности и профессиональные организации не умеют использовать под’ема и инициативы рабочих масс.
Производительность труда вновь отстала от заработной платы. Средняя дневная заработная плата в октябре—декабре по сравнению с прошлым годом поднялась на 4,1 процента, а производительность — уменьшилась на 4,3 процента. Разрыв, таким образом, продолжается. Если промышленность будет и во втором квартале работать так же, как в первом, отставание производительности труда от заработной платы, в связи с механическим повышением последней, будет еще стремительнее.
Наша трестированная промышленность должна снизить себестоимость в 29-30 г. на 10,8 процента. С этой задачей в первом квартале она совершенно не справилась.
По всем предприятиям в целом себестоимость снижена только на 2,75 процента. Некоторые предприятия даже повысили себестоимость. Краснознаменный завод имени Вахитова повысил ее на 0,35 процента, шерстяное производство — на 8,81 и льняное —на 1 процент. Ни одно предприятие, о которых есть данные в Совнархозе, не выполнило задания по снижению себестоимости.
Невыполнение плана, падение производительности труда, разрыв между производительностью и заработной платой и, наконец, невыполнение директив по снижению себестоимости — вот неутешительный итог первого квартала.
В срыве повинны не столько об’ективные обстоятельства, сколько причины, зависящие от руководства, от плохой организации производства, от неумения (а может быть, и нежелания) использовать активность рабочих масс и все производственные возможности.
На предприятиях не только каждый рабочий, но даже цех в целом не знает своих конкретных задач. Инициатива и ответственность работников цеха сковывается существующей системой руководства. Рационализация производства проводится отвратительно. В таких условиях работают наши предприятия.
Необходимо немедленно перестраиваться, улучшать производство и его организацию. Директив на этот счет, и директив хороших и подробных, очень много. Надо только от проработки и обсуждения перейти к проведению их в жизнь. А с этим наша промышленность безобразно запоздала.
О том, что надо во-время дать планы, довести их не только до отдельного цеха, но и до отдельного рабочего, говорится уже давно. Но положение все же не изменилось. Сейчас (хоть и с некоторым запозданием) надо быстро наметить конкретные задания для каждого цеха, для каждого рабочего, в первую очередь, на второй квартал, а затем и на остальные два. Только тогда, когда каждый участник производства будет знать свои конкретные обязанности, можно настойчиво требовать их выполнения.
Второе необходимое условие — ответственность и самостоятельность каждого руководителя производством. До сих пор единоначалие проводится неудовлетворительно. В этом виноваты органы управления (тресты, дирекция предприятия), которые до сих пор не установили точных прав и обязанностей руководителей отдельных своих звеньев (предприятий, цехов).
Сейчас надо поставить перед каждым цехом определенные обязательства, надо создать материальную заинтересованность руководящего персонала в выполнении планов. Условия должны быть таковы: чем успешнее цех выполняет задания, тем больше он получает от завода (на оборудование, премирование и т. д.).
Надо, наконец, решительнее поставить вопросы рационализации производства и борьбы с потерями. Приведенный выше пример о безобразно плохом использовании машин на текстильной фабрике (а это можно встретить на каждом предприятии) ставит две конкретные задачи. Первая — усилить наблюдение и изучение процессов производства. Наши бюро организации и рационализации производства на предприятиях очень слабы. НО беда не только в том, что они не имеют квалифицированных работников, а в том, что они, засев в своих комнатушках, не используют опыт, наблюдения и предложения активных производственников. Изобретатели, ударники, авторы многих ценных предложений есть на каждом предприятии. Их инициатива очень плохо используется. Они не привлечены к рационализаторской работе.
До сих пор на наших предприятиях царит безобразнейшее равнодушие к предложениям рабочих. Нам надо не только использовать идущую самотеком инициативу, но и организовать ее на конкретные производственные задания, давая их изобретателям и авторам предложений.
Первой задачей надо поставить изыскание способов наибольшего использования машин и квалифицированной рабочей силы, проработав вопрос о функциональной системе в производстве (о том, что надо поручить вспомогательным рабочим подноску сырья к машине, мелкий ремонт и др., обслуживающие моменты, освобождая от этого основного рабочего, работающего на машине).
Важнейший рычаг выполнения пятилетки — социалистическое соревнование — все еще не в почете у некоторых хозяйственников и профсоюзников. Руководство соревнованием ослабло. Инициатива ударников часто вместо поддержки встречает сопротивление.
Ударные бригады социалистического соревнования должны быть окружены максимальной заботливостью и вниманием.
Промышленность впитывает новые кадры рабочих. Среди них надо развернуть массовую работу, воспитать в них чувство ответственности за состояние произ- водства, за выполнение производственной программы. Но этого мало. Обучение их надо поставить так, чтобы в кратчайший срок получить квалифицированные кадры. Если сейчас же не приступить к решительному выполнению этих двух задач, то новые кадры очень долгое время будут обузой на себестоимости, на производительности и на других качественных показателях промышленности.
Неблагополучные итоги первого квартала требуют от хозяйственных, профессиональных и партийных организаций максимального напряжения сил. За невыполнение заданий отвечает не только xoзяйственник, но и весь заводский треугольник. К сожалению, сейчас этого еще не чувствуется.
Выполнение производственной программы — боевая задача. Единодушное решение рабочих выполнить пятилетку в четыре года — свидетельствует, что программы вполне посильны, что при некотором напряжении, их можно выполнить с превышением. Только плохое руководство может сорвать выполнение планов.
Это руководство должно быть во что бы то ни стало выправлено.
Ев. Самсонов
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости