СТАРОЕ И НОВОЕ

Сплошная коллективизация Мензелинского кантона намечена два месяца тому назад, а отдельные районы об’явлены «сплошными» значительно раньше.
Восемьдесят процентов крестьянских хозяйств в кантоне уже охвачены колхозами. Рисуется единое, большое хозяйство на площади в 400 тысяч гектаров земли, хранящей неисчислимые богатства. А знают-ли в руководящих кантонных организациях настоящее и будущее лицо этого хозяйства?
Кантземотдел — боевой штаб коллективизации — выполняет только текущие операции и завален тысячей крупных и мелких дел. Строить точную перспективу будущего штаб не в силах. Два работника — кантагроном и зоотехник захвачены волнами бумажного потока. Некому заняться серьезной проработкой организационного плана сплошной коллективизации.
Комбинаты строят свои организационно - хозяйственные планы без увязки с хозяйственными перспективами соседних волостей. Организационный охват отстает от темпа переделки хозяйства.
Медвежью неповоротливость проявляют Наркомзем и системы сельско - хозяйственной кооперации в перестройке работы применительно к новым условиям. Любопытный документ получен на- днях в кантонном земельном отделе: «Положение о ветеринарно - зоотехнических уполномоченных в земельных обществах, поселках, кооперативно - животноводческих об’единениях и колхозах ТР». Слово «колхозах», как видно, вставлено механически: организационные особенности коллективного хозяйства здесь совершенно не учтены.
Помимо прочего, инструкция рекомендует колхозам: «В целях поощрения зооветуполномоченных, активно содействующих правильной постановке работы по качественному улучшению животноводства и проявивших себя в работе, зооветуполномоченные, по постановлению сельсоветов или по представлению агронома, зоотехника или ветврача, пользуются льготами, содействующими улучшению их хозяйства путем получения ссуд на льготных условиях, племенного скота и т. п.».
Где же разница между зооуполномоченным в колхозе и в «обществе»? Никакой дифференциации. Даже методы поощрения и те рассчитаны на вчерашнее хозяйство мелкого собственника.
**
*
курсы колхозного актива. Для закрепления в памяти прослушанных лекций, курсанты хотели приобрести в городе колхозную литературу. В единственном в Мензелинске книжном магазине Татиздата массовой литературы о колхозном строительстве, особенно на татарском языке, почти нет. Массовая литература плохо продвигается в . Избач, руководители красных уголков всюду встречали нас жалобами:
— Крестьяне просят читать о труде, оплате в колхозах, об организации быта, а книг нет.
Новейшая литература, которую мы нашли в красном уголке колхоза «Красный Октябрь», это: «Пятилетка народного
хозяйства», «С кого мы берем налоги», «Пятилетка финансов». Злобу дня—коллективизацию — красный уголок не отражает.
Не найти сейчас деревни, где бы не говорили о радио, кино, книге... Но говорят, к сожалению, только в плоскости пожеланий и намерений. Характерно, например, что в Мензелинском кантоне ни один радиоприемник не работает. Причина? Недостаток батарей, слабое техническое обслуживание.
Преподаватель - общественник Мензелинского животноводческого техникума убедительно просил меня записать:
— Кино чертовски действует. Недавно шла картина «Старое и новое», ну, знаете-ли, крестьяне вышли, как новорожденные. Нам легче стало работать... Побольше бы таких картин...
Но это — только в городе. Деревня еще не видела ни одной картины о колхозе.
Нам кажется, что культурное обслуживание деревни — книга, радио, кино— должна в значительной мере взять на себя потребительская кооперация. Существуют при сельских ПО «книжные полки». Убожество! Вы не встретите здесь книгу, интересующую сегодня деревню. Эти «полки» большей частью пустуют.
Многие товарищи из колхозов плохо представляют себе дальнейшую работу потребительской кооперации. Кое-где уже ставится вопрос о создании вместо отделений ПО — распределителей.
...«Сплошная коллективизация ставит под угрозу ликвидации союз сельско-хозяйственных и лесных рабочих», так рассуждают многие. В некоторых местах работа уже свернута. Председатель вол- рабочкома Мензелинской волости уже «не находит дела». Преждевременная демобилизация союза сельско - хозяйственных рабочих может создать невероятно тяжкие условия для батраков, вступивших- ших в колхоз. Батрак платит до 20 руб. паевых. Фонды кооперирования батрачества где-то плавают. Их надо собрать и распределить. Батрак вступает в колхоз без дома. Нужна квартира — снова средства. Наконец, — питание. У батрака нет запасов хлеба. До нового урожая далеко. Нужны какие-то меры, чтобы не оставить батрацкую семью без хлеба.
Как видно, и профессиональным союзам необходимо перестраиваться...
**
*
Частоколы снесены. Межи стираются с невиданной быстротой. Крупное хозяйство охватывает территорию целых волостей.
Переделка земли, дворы, деревни, полная «реконструкция» человеческих мозгов. Этой переделкой надо руководить. К ней теперь же должна быть приспособлена работа всех организаций.
Мих. Еселев,
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости