16 — 18 января в Казани происходила всероссийская конференция по совместному и антирелигиозному воспитанию в школах национальных меньшинств, созванная Наркомпросом РСФСР. На конференции были представлены педагоги татарских, башкирских, мордовских, чувашских, немецких, финских, греческих и др. школ, всего до 40 наций.
Совместное воспитание мальчиков и девочек принципиально давно признано советской педагогикой. Но фактически этот вопрос еще не вполне разрешен. В некоторых греческих школах еще до сих пор рассаживают отдельно мальчиков и девочек, учителя пугают девочек, угрожая посадить их с мальчиками. Совершенно не практикуется совместных' уроков по физкультуре и совместных игр мальчиков с девочками.
Во многих школах не организован также совместный труд; некоторые педагоги, желая «облегчить» женский труд, не допускают девочек к более сложным видам труда по самообслуживанию и в учебные мастерские. Так, например, даже у нас, в Татпедтехникуме, девушки занимаются только рукоделием, а ученики — столярным мастерством. Это явление противоречит задаче экономического раскрепощения женщины. Во главе выборных организаций учеников преимущественно стоят мальчики; на собраниях учащихся председательствуют большей частью тоже мальчики. Статьи в школьных стенгазетах пишутся обычно мальчиками и т. д.
Учитывая все это, конференция поставила перед органами народного образования задачу усиления руководства совместным воспитанием.
Учителя большинства национальных школ не имеют возможности знакомиться на своем родном языке с принципами советской педагогики в области совместного воспитания. Отсутствуют руководства в области полового воспитания. Это больной вопрос не только для нац. школ, но и для русских. Можно, пожалуй, поставить в упрек организаторам конференции, что здесь не были представлены врачи, и пришлось ограничиваться лишь указанием на необходимость издания особого методического письма по половому воспитанию в школах. Этот вопрос сильно волнует и родителей. Когда рабочая аудитория слушает отчет школы, огромное место отводится обсуждению вопросов полового воспитания. Это обстоятельство должно быть учтено педагогической и врачебной общественностью.
Вторым важным вопросом, выдвинутым на конференции, явился вопрос об антирелигиозном воспитании в нацшколе.
Предварительно конференция заслушала доклад о султангалиевщине, с тем, чтобы лучше учесть меры борьбы с попытками контр-революционных элементов (буржуазии и духовенства) влиять на советскую школу. Конференция в от дельной резолюции по докладу о султангалиевщине отметила правильность решений ЦК и Татобкома и обещала партии поддержку педагогической общественности всех национальных районов в борьбе с контр-революцнонной нац. буржуазией и ее агентами.
Какова же постановка антирелигиозного воспитания в нацшколах? По материалам конференции, антирелигиозное воспитание в школе, антирелигиозная работа школы среди взрослого населения — как основа классового воспитания — еще не носит систематического характера и не отвечает темпу социалистического строительства.
Антирелигиозная работа встречает ряд трудностей, частично зависящих от того, что среди учительства нацрайонов много чуждых элементов и активность национального духовенства в борьбе против коммунистического воспитания возрастает.
Еще до сих пор антирелигиозное воспитание не имеет органической связи с учебными программами школы, о нем вспоминают обычно только на уроках обществоведения. Антирелигиозная работа национальной школы упирается в недостаточную общеобразовательную и методическую подготовленность учительства, отсутствие антирелигиозной литературы на родном языке для учителя и ребят, недостаточную насыщенность учебной литературы антирелигиозным содержанием.
Сказывается здесь также и недостаточная антирелигиозная работа среди взрослого населения, отрицательное влияние семьи на ребят и чрезвычайно слабое использование таких мощных средств, как кино и радио.
Конференция заявила, что вся масса национального учительства должна усвоить лозунг: «Только тот преподаватель может быть советским преподавателем, который на деле активно ведет антирелигиозное воспитание в школе».
Перед школой поставлена задача: немедленно перейти в решительное наступление на идеологическом фронте, организуя вокруг себя не только учеников, но и взрослое население своего района.
Особо остановилась конференция на 9 пункте устава союза рабпрос, где говорится: «членом союза работников просвещения могут быть все, независимо от религиозных и политических убеждений», и признала необходимым требовать немедленного из’ятия этого пункта из союзного устава.
В обращении к Совнаркому и горсовету конференция просит отметить ее работу в Казани закрытием двух мечетей и одной церкви.
Мы уверены в том, что решения всероссийской конференции найдут практическое осуществление и поддержку всей педагогической и рабоче - крестьянской общественности,
X. Туюшев.