Контрактация плодоовощей и картофеля в данный момент требует к себе особого внимания всех организаций — и кооперативных, и правительственных.
Было много случаев, когда работа по контрактации овощей проводилась путем административного наскока. При заключении договоров крестьянам не сообщали, сколько и каких овощей они обязаны дать по контрактации.
Приведем один из наиболее типичных случаев:
Договор по колхозу имени Сталина, в состав которого входят Борискозо, Горки, Победилово, Отары и Девликеево, подписан одной только приехавшей из Москвы бригадницей Барановой. Она расписалась и за райколхоз, и за правление колхоза.
Колхоз2шки договора не видели, не знали даже о его содержании до тех пор, пока из Казани не приехали инструктора и не поинтересовались, как идет контрактация.
— Какая контрактация? Ничего не знаем, — заявили крестьяне Кокушкина, Отар и других селений.
Показали им договор. Переглянулись. Не видали такого договора. Когда прочитали, то еще больше удивились:
— Да этот договор к нам и не подходит совсем.
У отарских крестьян всего то земли под огородами 29 гектаров. С них требуют такое количество овощей, для которого надо 54 гектара земли.
Точно такое же положение и в Кокуш- кине. Земли 114 гектаров, план же контрактации выскочил из рамок: одной моркови столько требуется, что для посадки и ухода за ней надо иметь 300 постоянных работниц.
Откуда такие чудовищные цифры?
Задали вопрос председателю правления колхоза Коровину, бывшему заведующему земельным отделом Казанского рика.
— На основании каких данных составляли план контрактации?
Данных не оказалось. Цифры взяты с потолка.
Странную линию вел Татколхозсоюз. Сообщая о ходе контрактации ,он всех и всюду уверял, что дела идут блестяще,
что их не только хватит для питания всего населения Казани и Татарии, но можно будет еще вывозить в другие районы...
И вдруг... в Наркомземе на одном из последних совещаний заявили:
— С контрактацией плохо. Срывается.
Надо принимать срочные меры. Рассмотрев вопрос о контрактации овощей и продукции животноводства, Татсовнар- ком предложил Татхлебсоюзу, рикам и кикам немедленно исправить все допущенные недочеты и искривления директив партии и правительства, раз’яснить на местах выгодность проводимой контрактации, добиться ее окончательного выполнения.
На основании этого решения Татнар- комторг и Татхлебсоюз командировали в кантоны инструкторов для проверки проведения контрактации. Там, где требуется, уточняются поселенные планы контрактации, основанные на действительной мощности каждого колхоза, каждого отдельного села.
В районах, где Огородничество развито сильно (Казанский, Лаишевский, Елабуж- ский, Агрызский, Свияжский, Теньков- ский) допускается контрактация овощей и в индивидуальных крестьянских хозяйствах.
Посевщикам Оказывается помощь, выдаются авансы на посев овощей: по техническому картофелю колхозам и бедняцким хозяйствам 38 рублей на гектар, середняцким — 30 рублей. По столовому картофелю — колхозам и бедняцким хозяйствам дается авансом 45 рублей из гектар, середняцким — 36 рублей.
Посевщики получают также семена, сельскохозяйственные машины. Для бедняцких полей нанимают лошадей.
Картофеля предполагается получить: из Казанского, Теньковского, Свияжского. по 35 центнеров с гектара, из всех' остальных районов по 25 центнеров с гектара.
Нельзя обойти и Госбанк. Он долго задерживал кредиты, предназначенные для посевщиков. В самом конце апреля- кредиты еще не были доведены до районов. Из кантонов сообщают:—Послали нам настолько путаные телеграммы о кредитах, что в них никто и разобраться не может.