Третья группа причин, о которых нам нужно говорить с особенной ожесточенностью, на борьбу с которыми нужно организовать все рабочие массы,— это недостатки, а сплошь и рядом и безобразное состояние работы на наших предприятиях, неполадки, нерадение со стороны многих специалистов и хозяйственников, в результате чего не получается никакого снижения себестоимости, срываются хозяйственные планы, демобилизуются рабочие. Я думаю, что сегодня товарищи приведут много таких примеров. Один пример, как наиболее характерный, я приведу. У нас имеются пошивочные фабрики—№ 5 и 6, плановая увязка между этими фабриками недостаточна. Зачастую получается несоответствие в раскрое отдельных частей, от чего происходят перебои при пошивке. В октябре три недели был простой из-за недостатка электроэнергии, неужели нельзя было сократить отпуск электроэнергии для освещения города, дабы избежать простоя?
Теперь о складском хозяйстве. Возьмем тот же «Красный Металлист». Недавно на этом заводе производил обследование тов. Приставко, член президиума ТСНХ. Он пришел к твердому убеждению, что складского хозяйства на этом заводе нет, а есть сплошной хаос. Часто на заводе не хватает каких- нибудь материалов, а после значительного промежутка времени оказывается, что эти материалы есть, но так как никто не знает, что у них есть и чего нет, материалы валяются вместе со всяким барахлом. Кожзавод и фабрика «Спартак» представляют по существу 2 цеха одного предприятия. Козжавод снабжает «Спартак»раскроем, но увязки между этими заводами нет и нередки случаи, когда, скажем, раскрой № 5 доставляют в недостаточном количестве, а № 6 присылается с избытком. Получается перебой в работе, простои. Были случаи, когда до - зареза требовался раскрой № 5,из-за отсутствия которого был простой, а потом оказалось, что под лоскутом был необходимый номер. На Ленинской текстильной фабрике некоторые станки использовались не полностью, почти в два раза ниже, чем они могли-бы быть использованы. Почему это происходит? Потому, что работница сама ходит за пряжей, сама относит продукцию, то кто- нибудь вызывает, то нитка запуталась, то катушек приходится примерять штук 15, чтобы найти подходящую к шпеньку, и т. д.. Вследствие такой неорганизованности уходит зря много времени. Все это отражается на производстве и на себестоимости. Тов. Приставко, который был директором на этой фабрике, говорит, что плохая смеска происходит не потому только, что ассортимента не хватает, а оттого, что нет месячного плана чески сырья. А что отсюда получается? Получается большой угар. В первом квартале угар на 3—4 процента выше прошлогоднего, а каждый процент угара за год стоит 18.000 руб. Вот тебе и снижение себестоимости! На Ленинской фабрике имеется еще одно обстоятельство, которое заставляет подчеркнуть перед вашим вниманием этот вопрос.
У них сейчас нет дежурных слесарей, и когда случается порча станка, то на поправку его уходят гораздо больше времени, чем это нужно было бы. Говорят, что дежурных слесарей нет потому, что мобилизована в деревню значительная часть квалифицированных рабочих из предприятий. Это говорит о том, что во многих случаях нужно более осторожно подходить к вопросу мобилизации и не ставить отдельные наши предприятия в тяжелое положение.
В связи с вопросом о необходимости мобилизации внутренних рессурсов, материальных ценностей, имеющихся на предприятиях, приведу еще один пример, который является совершенно выдающимся. Сегодня я полчаса категорически заявлял, что боюсь рассказать про этот случай, потому что меня засмеют, но убедившись в конце концов в том, что все рассказанное обстоит действительно так, не могу удержаться, чтобы не поделиться с вами. На одном из крупнейших предприятий Казани продавали ненужные вещи, имеющиеся на складах. Там по списку было довольно большое количество заводских тележек с 4-мя медными колесами. Как бы вы думали, почем были проданы эти тележки покупавшей их Леткомиссии? По одной копейке за штуку! Рабочий, который пошел отдавать по списку эти тележки, побежал в заводоуправление, поднял бучу и они продали их потом уже по 30 руб. Почему получилось, что эти тележки были проданы по одной копейке? Да потому, что каждый год списывается амортизация инвентаря. И вот оказалось, что после всех амортизаций, эта тележка стоит им уже 1 копейку (смех). Дело в том, что никто не интересуется тем, что у них есть, никто как следует не болеет душой за имеющееся имущество. И это не единственный случай. Нужно чрезвычайно усилить внимание для того, чтобы этих безобразий, архибюрократичесхих явлений не было.