КЛАСС СТОИТ ПРОТИВ КЛАССА

К настоящему моменту прошло уже около года с тех пор, как в Соединен­ных Штатах начали обнаруживаться с полной ясностью признаки конца пре­словутого «процветания». Наметились затруднения сбыта в автомобильной промышленности. Началось резкое со­кращение выплавки чугуна и производ­ства стали. На берегах Тихого океана— в Китае, Японии, Корее, Индо-Китае и Индии уже разразились первые грозные удары кризиса. Над Латинской Амери­кой и над восточной и юго-восточной Европой нависали грозные тучи хозяй­ственной депрессии. Однако, буржуаз­ный мир в целом и особенно американ­ские «деловые круги» еще не верили в приближение мирового кризиса. Мень­шевики разных мастей продолжали из­деваться над предсказываниями Комин­терна о приближении кризиса, а подго­лоски международного меньшевизма — ренегаты коммунизма «слева» и справа —издевались над тезисом о «третьем периоде, о полевении рабочих масс, о новом революционном под’еме».

С тех пор прошел год и теперь уже нет страны, нет хозяйственной террито­рии в капиталистическом мире, не пораженной тяжкими ударами кризиса. Электрическая и химическая промыш­ленность оказала наиболее упорное со­противление кризису, но и ее сопроти­вление сломлено. Существовавший и раньше хронический кризис угольной промышленности, судостроения, тек­стильной промышленности бесконечно обострился, автомобильная промышлен­ность, черная и цветная металлургия, строительная промышленность, покати­лись с вершин высокой конъюнктуры бешеным галопом вниз. Достигнув раз­ной степени обострения в разных стра­нах, кризис стал мировым, всеобщим — и в смысле географически-территори- альном и в смысле отраслевом.

Акулы биржи надеялись на то, что плохой урожай пшеницы в прошлом го­ду, недород маиса в САСШ, сравнитель­но плохой урожай и сокращение произ­водства сельскохозяйственных продук­тов в ряде стран приведут к ликвида­ции запасов сельскохозяйственных про­дуктов. И эти надежды не сбылись. Прошлогодних запасов хватает еще на покрытие потребления на целый год. А новый урожай уже поступает на ры­нок. Падение цен за последнее время перекинулось на те отрасли производ­ства, которые в силу монополии до сих пор сдерживались на докризисном уро­вне. Однако, резко падают пока толь­ко оптовые цены, а розничные цены в ряде стран снижаются едва заметно, а в иных странах даже повышаются. С точки зрения покупательной способно­сти массового потребителя кризис не дал, таким образом, никакого облегче­ния.

Прибыли даже крупнейших пред­приятий в САСШ резко уменьшились (от 15 до 30 проц.), и темп накопления сильно замедлился. Безработица растет неудержимо. В Англии, в САСШ, Ав­стралии, Италии, Бельгии и т. д. коли­чество безработных удвоилось и утрои­лось, в Германии, Польше, Чехо-Слова- кии безработица летом удержалась на зимнем уровне, и во всех этих странах предстоит дальнейший рост безработи­цы.

Кризис, поразивший хозяйство, саль­но ударяет по государственным бюдже­там капиталистических стран, и без то­го обремененных долгами, огромными расходами на содержание разбухших военно-полицейских аппаратов и на подготовку войны. Отсюда — повсеме­стный рост налогов, пошлин, акцизов. Таков краткий экономический баланс кризиса за год.

Весь буржуазный мир ожидает даль­нейшего углубления и обострения кри­зиса, роста безработицы зимой текуще­го года. Политический баланс года кри­зиса не менее отрицательный для капи­талистического мира. Обострение про­тиворечий в германо-французских отно­шениях, глубочайший кризис парла­ментской системы и обострение классо­вой борьбы в Германии обнаружили истинную подоплеку и настоящее лицо плана Юнга. Крах лондонской конфе­ренции по морскому «разоружению», банкротство конференции о таможенном перемирии, скандальный провал Бриа- новской затеи соединенных штатов Ев­ропы, бешеный рост вооружений — все это является крупными показателями международного политического баланса года кризиса.

Угроза французско-итальянской вой­ны, постановка Германией вопроса о польских границах, возможность войны между САСШ и Англией, надвигающие­ся военные столкновения на'Тихом океа­не между Японией, САСШ и Англией — стали проблемами непосредственного исторического будущего.

В Китае, Индии, Индо-Китае, Египте империализм уже ведет войну против народных масс этих стран. Подъем на­ционально-освободительной борьбы в Китае перерос уже в борьбу за власть советов в ряде провинций. А в импе­риалистических странах идет наступле­ние на зарплату, условия труда, рабочее время, социальное законодательство. В ряде капиталистических стран экономи­ческий кризис перерос уже в кризис по­литический. Ряд других стран — Гер­мания, Польша, Латвия, Эстония — стоит на пороге общенационального кризиса.

Социал-фашизм расчищает путь для наступления открытого фашизма. Класс стоит против класса. Но «это значит, во-первых, что буржуазия будет искать выхода из положения в дальнейшей фа­шизации в области внутренней полити­ки, используя для этой цели все реак­ционные силы, в том числе и социал- демократию. Это значит, во-вторых, что буржуазия будет искать выхода в новой империалистической войне и интервен­ции в области внешней политики. Это значит, наконец, что пролетариат, бо­рясь с капиталистической эксплоатацией и военной опасностью, будет искать вы­хода в революции» (Сталин).

Таков баланс и таковы перспективы кризиса для буржуазии. Этот баланс не может не означать крупнейшего отри­цательного сальдо для международного империализма и не может не знамено­вать в то же время крупнейшего поло­жительного сальдо для революционной борьбы пролетариата и мирового ком­мунизма, точно предсказавшего неиз­бежность наступления кризиса в между­народном масштабе.

«Правда», 28 августа. (По радио).

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости