Увидела свет интересная книга – «Надо уметь летать», автор – заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Золотухин.
Данная книга особенно полезна для военных и гражданских летчиков-вертолетчиков, курсантов лестных училищ и для молодых людей, готовящихся поступить во взрослую самостоятельную жизнь, для тех, кто решил посвятить себя очень интересной, увлекательной, но и сложной профессии летчика, летчика-испытателя и в дальнейшем возможно космонавта-пилота. А командиром корабля – самолета или космического всегда является пилот, т.е. тот, кто непосредственно может и умеет управлять данным кораблем.
Книга написана профессиональным, в тоже время простым и понятным языком. Стиль увлекательный и в тоже время заставляющий читающего подумать о том, что он только что прочитал и порой примерить на себя: «А смог ли бы я так сделать?»
Начало испытательной работы В.А. Золотухина совпало с переходом нашей авиации с поршневой на реактивную, в том числе и в вертолетной авиации. Это был довольно сложный период. Были совершенно новые двигатели, конструкция летательных аппаратов и, конечно, аэродинамика. И все это должны были впервые проверить и освоить летчики-испытатели, а затем передать опыт рядовым летчикам. Были и отказы этой техники, были и катастрофы с гибелью людей. Но без этого, как и в любой технической области, не обойтись. Как говорят: «Прогресс всегда требует жертв». Хотя об этом не всегда удобно и любят говорить.
В книге приведено много интересных примеров аварийных ситуации, в которых пришлось побывать В.А. Золотухину. Благодаря опыту, знаниям и принятию быстрых и грамотных решений ему удавалось благополучно приземлять аварийные машины. А потом передавать опыт другим летчикам. В этом и заключается основная задача летчиков-испытателей.
…Посадка горящего вертолета с обоими выключенными двигателями на режиме авторотации на пахоту.
…Вывод вертолета из сложного неуправляемого режима полета – вихревое кольцо и отработка методики такого вывода.
…Посадка боевого вертолета МИ-14 ПЛ с невыпущенными всеми четырьмя стойками шасси на домкраты ночью.
Испытывать пришлось много типов вертолетов: Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ка-25, Ми-18 и их модификации. Чтобы иметь более полное представление об этой работе, надо просто прочитать книгу «Надо уметь летать».
Из приведенных в книге фотографий мне особенно дорог снимок 1976 года с запечатленными на ней летчиками-испытателями летно-испытательной службы Казанского вертолетного завода, с которыми мне довелось работать и помогать им готовиться к испытательным полетам.
Виталий АНУФРИЕВ,
ветеран Казанского вертолетного завода