
В житейской мудрости пожилым людям не откажешь – ответ дадут на любой вопрос, касающийся воспитания подрастающего поколения, приготовления пищи или консервирования овощей, содержания домашних животных или охраны дома…
Но не все пенсионеры в век сверхскоростных технологий поспевают за изворотливостью мошенников, которые избрали объектом своих махинаций именно стариков, спекулируя на их привязанности к близким и технической неосведомленности.
Не будем говорить о так называемых «газовиках» и «целителях». Как правило, мошенники под видом работников газовой службы или ЖКХ ходят по квартирам и предлагают пожилым людям за относительно небольшую плату замену газовых или водопроводных труб. Берут предоплату и… исчезают. А вот «целители» пристают прямо на улице. Дескать, на тебе, голубок, порча, и идет она от денег и золотых украшений. И грозят «маги» болезнями твоим детям. Берется такая «знахарка» почистить ваш кошелек с обещанием вернуть деньги завтра – и поминай как звали.
В изощренной изобретательности не откажешь и тем проходимцам, которые могут позвонить среди ночи со страшным сообщением: ваш сын (дочь, внук – на выбор, и даже называют их имена) попал в дорожно-транспортное происшествие. И чтобы вызволить близкого из беды, передайте деньги таксисту, который прямо сейчас прибудет к подъезду дома.
Случаев таких – сотни. И вот несколько примеров.
В конце января поздно вечером у жителя 26-го комплекса в Набережных Челнах раздался звонок сотового телефона. Мужской голос в трубке потребовал 10 тысяч рублей. Этой суммы должно было хватить на мирное разрешение конфликта, возникшего в результате ДТП, участником которого стал сын 61-летнего челнинца. Мужчина поддался на уловки мошенников и только потом понял, что ошибся, поспешив перечислить деньги на незнакомый номер телефона…
Сотрудники уголовного розыска МВД по РТ предупреждают, что разыскать таких преступников крайне сложно. И практически невозможно заблокировать перевод денег – они моментально попадают на счета мошенников или их посредников.
- Когда звонят незнакомые люди, не доверяйте всему, что они говорят, не поддавайтесь на уговоры и запугивания. Помните: эмоции – плохой советчик
Раз от раза преступники меняют сценарий телефонных угроз. На днях жертвами неизвестных стали жительницы 7-го и 40-го комплексов автограда. Потерпевшим позвонили на домашние телефоны. Одной из них сообщили о том, что ее сына похитили и насильно удерживают, а другой пригрозили скорой расправой над близким человеком. В доказательство женщинам предоставили возможность поговорить с «жертвами». Те в свою очередь попросили матерей срочно заплатить за них по 20 тысяч рублей. Несоответствие в голосе один из них объяснил тем, что его сильно избили и сломали челюсть. Услышав это, женщина попыталась договориться о срочной встрече с неизвестными, удерживающими ее сына. Деньги она хотела передать им лично в руки, но звонившие велели ей перечислить всю сумму через банкомат.
Другой потерпевшей, жительнице 7-го комплекса, неизвестные пообещали не предпринимать никаких насильственных действий в отношении ее сына, если та быстренько выплатит вышеуказанную сумму. Женщина сначала перечислила 5 тысяч, а затем еще 15. О том, что ее обманули, она поняла лишь после того, как ей позвонил сын и заверил, что с ним ничего плохого не происходило.
В Бугульминском районе в дежурную часть отдела полиции за помощью обратилась 87-летняя пенсионерка. Четыре дня подряд неизвестный звонил ей на домашний телефон и под предлогом оказания помощи сыну, попавшему в полицию, выманил у нее 27 тысяч рублей, которые потерпевшая перечислила на три телефонных номера через терминал оплаты…
А уж если незнакомец звонит и сообщает, что заблокирована банковская карта, на которую ветерану перечисляется пенсия, пожилые вообще теряют голову и безропотно выполняют все указания мошенников. В итоге теряют свои сбережения. А ведь нужно-то лишь набрать номер телефона круглосуточной справочной банка, указанный на карте!
К счастью, не всегда победителями из необъявленных войн против пенсионеров выходят мошенники. И примером тому – супружеская пара из Набережных Челнов. Злоумышленники позвонили пенсионерам ранним утром и представились сотрудниками полиции. Объявили, что их сын совершил ДТП, его задержали. И предложили разрешить ситуацию – перечислив 10 тысяч рублей на счет указанного ими абонентского номера.
Переговоры шли долго: супруги по очереди пытались выяснить подробности случившегося, мошенники сгущали краски, изворачивались и настаивали на переводе денег. Когда женщина попросила звонившего полицейского представиться и назвать отдел УВД, куда можно подойти и выяснить детали случившегося, тот ловко увернулся от ответа, принявшись взывать к материнским чувствам. Упомянул даже о внуках, которые останутся без отца, когда того посадят.
Во время напряженных переговоров мудрая женщина решила позвонить сыну, хотя мнимые полицейские твердили о бессмысленности затеи, так как якобы изъяли у того мобильник. Между тем на звонок ответили.
Трубку взял сам сын и уверил взволнованную мать, что проводит время дома в кругу семьи. Осознав, что их уличили во лжи, мошенники тут же отключили все свои телефоны…
Но далеко не все случаи заканчиваются благополучно. Сотрудники полиции в подобных ситуациях советуют, не раздумывая, положить трубку. Если контакт уже налажен, то старайтесь побольше задавать вопросов незваному собеседнику. Ему невыгодно, чтобы его сбили с толку. Не стесняйтесь задавать вопросы личного характера. Например: «Как вас зовут?», «Откуда вы звоните?», «Повторите, не расслышал» – и лучше несколько раз. Попросите перезвонить позже, пока вы думаете над принятием решения. Так можно выиграть время, а главное – посоветоваться с теми, кто рядом.
Наиболее действенная рекомендация проста и очевидна: если на ваш телефон поступил тревожный звонок, в первую очередь свяжитесь с родственником и выясните, где он находится, действительно ли он попал в беду.
Ирина ХАЛИТОВА