Трава забвения

Долго и с горечью я наблюдал, как исчезает с лица земли моя родная деревня Малый Батрас, что на окраине Заинского района. В семидесятые годы на ее месте остались только груды камней. Территория брошенного населенного пункта заросла бурьяном, в котором поселились зайцы и другая живность. Сорная трава захватила не только место бывшего поселения, но и память о тех жителях деревни, которые отдали свою жизнь за Великую Победу.

Не случайно пишу я об этом. В те же семидесятые о земляках - воинах Великой Отечественной войны напоминал только список в сельсовете, да и тот был неполон. Признаюсь, эта несправедливость грузом лежала на моей совести. Не в моих силах было сберечь Малый Батрас, но уж память о погибших я должен был донести до тех, кого с этой землей еще связывает тонкая ниточка родства. И я решил за свой счет установить обелиск в память тех, кто ушел на фронт из нашей деревни. Два года ушло на подготовительные работы. За это время мне удалось не только изготовить и собрать обелиск, но и восстановить полный список погибших на войне земляков. Их оказалось 57 человек.

9 мая 1990 года состоялось торжественное открытие обелиска. Десятки жителей окрестных деревень и сел, выходцы из Малого Батраса собрались к подножию памятного знака. Присутствовали и ученики с учителями соседней Гулькинской школы, представители сельского совета и Заинского райисполкома.

Но отшумело 45-летие Победы, минуло еще немало лет. На память о 9 мая 1990 года у меня остались почетная грамота и благодарственное письмо от местных властей. Сегодня бывшие жители деревни редко навещают стоящий среди поля у четырех берез обелиск, который стал еще и памятником сгинувшей деревне.

Я давно уже на пенсии, мне под восемьдесят. Признаться, нет уже тех сил, чтобы ездить в неблизкий для меня путь до малой родины. И в преддверии 65-летия Победы я решил обратиться за помощью. Но не к руководству Заинского района, занятому организацией праздника и отмахнувшемуся от меня, а в "Татнефть", написав письмо ее генеральному директору. Все работы по восстановлению обелиска были проведены на самом высоком уровне. В 2008 году работники НГДУ "Елховнефть" не просто отреставрировали его, они облагоустроили всю прилегающую территорию, были высажены ели и сосны, разбиты цветники.

И вот прошел День Победы. Я перенес нелегкую операцию и смог выбраться к обелиску только 3 сентября. Шок, который я испытал в этот день, трудно забыть до сих пор. Высаженные нефтяниками деревья засохли, на площадке перед обелиском буйствуют репейник и крапива, цветник скрылся под чертополохом. После ремонта, который я выпросил в 2008 году, до обелиска ни у кого не доходили руки. Неужто Гулькинской школе, от которой до этого места всего-то полтора километра, дела нет до памяти павшим? Разве сельсовету и школе не под силу было выходить посаженные деревья? Разве невозможно вырастить здесь самые простенькие цветы? А тут даже бурьян не убран... Видимо, в той же школе учат патриотизму, не выходя из-за парты. Но так в душах детей можно посеять семена только того же бурьяна.

Быть может, прочитав эти строки, в той же средней школе села Гулькино найдут подаренный мною фотоальбом, который я сделал к открытию обелиска, да спросят у школьников 1990 года дорогу к нему? А потом расскажут руководителю Гулькинского муниципального образования и главе Заинского района, где же находится тот одинокий обелиск с поминальным списком. В год Великой Победы он оказался забытым и заброшенным.

Георгий Иванович НАУМОВ,

пенсионер, ветеран труда.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости