Уважаемая редакция! Вашу газету выписываю вот уже сорок пять лет. Читаю внимательно. Сколько новых имен у вас появилось, сколько интересных рубрик! Особенно выделила бы среди них "Татарский мир".
Каждый раз под ней публикуются увлекательные рассказы об истории татарских общин, их жизни за пределами своей духовной родины. В каждом материале поднимается проблема того или иного татарского сообщества. Это и судьба музея знаменосца Победы Газия Загитова, и проблемы оторванных от родного языка и культуры татар Читы, и многое другое.
Особенно меня задела статья Гамиры Гадельшиной "Мал касимовский золотник, да дорог". Она была опубликована 19 января прошлого года, а до сих пор хорошо ее помню. Приведу отрывок из той статьи, чтобы было понятно, о чем будет речь:
"... А вот похоронена царица, по мнению краеведов, скорее всего, именно в текие (усыпальнице) Шах-Али, где хоронили всех представителей ханских фамилий, связанных с этим правителем.
Именно с текие, которое находится в сотне шагов от Ханской мечети, и началось наше знакомство с историческим Касимовом.
Построена усыпальница в 1555 году. Это белокаменное здание с подвалом, в который проделан отдельный ход с улицы. Именно под ним, говорят, есть еще один подвал, а там уж и подземный ход, который якобы ведет на ту сторону Оки. Еще в 1863 году историк Вельяминов-Зернов подробно описал одиннадцать надгробных камней текие, один из которых был безымянным. Как предполагают касимовские историки-краеведы, именно под ним погребена казанская царица Сююмбике.
Если бы не мусульманская община города, неизвестно, дошли бы до нас даже те обломки памятников, которые сохранились здесь. Ведь к середине девяностых годов усыпальницу превратили в отхожее место. Местные забулдыги устраивали прямо на памятниках попойки. Практически все надгробные камни были разбиты. Памятник федерального, между прочим, значения был брошен на произвол судьбы.
Община привела текие в порядок. Сегодня здесь чисто, тихо. Обломки надгробий собраны вдоль стен, одна из которых уже дала трещину, растущую год от года. На двери усыпальницы - замок, ключ от которого хранится в Ханской мечети, где сегодня расположился музей. Кстати, татарской общине здание этой мечети так и не вернули. Не знаю, насколько верным было решение устроить в стенах, намоленных верующими веками, такое светское заведение, как музей.
Не буду скрывать, было горько сознавать, что, громко чествуя казанскую царицу Сююмбике, именуя ее "прекрасной и любимой", посвящая ей полотна, стихи и песни, называя ее именем журналы, бережно храня память о казанских годах ее жизни, мы оказались в роли людей, "не помнящих родства". Уж не говорю о том, что многие просто не знают, где завершила свой жизненный путь казанская любимица.
Безрадостно жила она последние свои годы, безвинно ушла из жизни. И теперь - ни памятника, ни стелы, никакого другого напоминания потомкам о том, что именно Касимов - последнее пристанище Сююмбике..."
Признаюсь, я ждала, что отклик на эту статью последует немедленно. Из государственных ли структур, от частных ли лиц, кому небезразлично прошлое своего народа. Мне казалось, такие горячие и горькие слова должны были зажечь тех, кому под силу не только принять решение по увековечению памяти Сююмбике там, где нашла она свое упокоение, но и осуществить его.
Но год прошел - и тишина. Именно поэтому решила я, впервые за те сорок пять лет, что выписываю вашу газету, написать вам. Неужели так никто и не откликнулся? Неужели вы оставите эту проблему нерешенной? Останемся "не помнящими родства"?
Гульфия МИНГАЗОВА.
Казань.
Уважаемая Гульфия-ханум, должна признать, что не только вы задаетесь этим вопросом. Звонят даже из-за пределов республики, интересуются: что же будет дальше?
А я, к сожалению, и не знаю, что будет. Не раз обращалась и к крупным предпринимателям, и к руководителям тех предприятий, которые достаточно охотно вкладывают деньги в духовное возрождение своего народа, в конце концов, к тем, у кого есть финансы и возможности. Дальше слов дело так и не пошло.
Но, мне кажется, вернуться к решению этого вопроса нам просто необходимо. Какими бы неоднозначными ни были в далеком прошлом отношения Касимовского и Казанского ханств, есть великая Сююмбике, которая связала два этих многострадальных государства. Бережное отношение к своей истории - это не только уважение к предкам, но и забота о своих потомках.
В сентябре этого года город Касимов отметит свое 855-летие. Быть может, стоит и нам подарить этому древнему городу память о казанской царице, которая провела здесь свои последние годы?
Гамира ГАДЕЛЬШИНА,
собкор "РТ".