Чтение - вот лучшее учение

Задела меня за живое газетная публикация "Книга - товар или источник знаний?" ("РТ", 25 августа 2006г.), поскольку как человека, повседневно общающегося с детьми и подростками, меня по-настоящему волнует сегодняшнее массовое равнодушие подрастающего поколения к художественной литературе. Давайте будем честны и откровенны: из самой читающей недавно в мире страны, страны мечтателей, героев и ученых, мы постепенно превращаемся в страну стяжателей, торговцев, неучей и антигероев. Мы, взрослые и дети, слишком много развлекаемся, празднуем, играем, теряем массу времени на бесконечные пошлые телесериалы, на отгадывание обширных кроссвордов, часами сидим за компьютерными играми.


Книги же, художественную литературу читаем крайне мало. Человек читающий, а ребенок тем более, - сейчас большая редкость. Минувшим летом, проработав несколько смен в детском оздоровительном лагере, я так и не увидел ни одного ребенка с книгой, хотя библиотека там имелась. Под влиянием публикации в "РТ" я провел небольшой опрос среди библиотекарей, учителей, родителей нашего района и узнал для себя, что нынешние дети читают в основном только учебную литературу, а из художественной - что проходят в школах и училищах. Социологи утверждают, что нынешние школьники читают в несколько раз (!) меньше, чем их сверстники 15-20 лет назад. Дети не интересуются произведениями русской классики и, как следствие, не владеют правильной русской речью.


На вопросы анкет о прочитанном, о любимых героях дети называют в основном Гарри Поттера и могут долго рассказывать о телесериалах, блокбастерах и ужастиках. Недавно один пятиклассник без стеснения заявил: "Книги - это дерьмо! Вот комиксы - это да!" и принес мне посмотреть "Классный журнал", где на глянцевой бумаге красочно отпечатаны картинки иностранных комиксов, детективов и рассказов о животных (почему-то только о волках), которые, как следует из сопроводительного текста, "могут сожрать раненого или ослабевшего сородича...".


Хоть убейте меня, не могу согласиться с расхожим сегодня мнением о том, что книги - это пережиток и XXI век - это век компьютеров и Интернета, где можно быстро найти любую информацию. Ни один компьютер не "включит" эмоционально-духовную сферу ребенка, не заставит его радоваться, переживать и страдать за других, так как в этом случае будет работать скорее мозг, а не душа ребенка. Книга же в яркой, увлекательной, художественной форме побудит ребенка сопереживать героям и "помогать" им.


Потому нам, взрослым, самым серьезным образом надо задуматься о том, как сегодня приучать детей к чтению хороших, полезных книг. Чтению, которое обогатит его теми знаниями, "что выработало человечество", окажет огромное влияние на его воспитание и образование, сформирует его как высоконравственную и культурную личность. Иначе получим полуграмотное и бездуховное поколение.


И каждый из нас должен начать с себя, спросив: "А как я отношусь к книге и чтению? Что я сделал, чтобы мой сын или дочь, мои ученики в школах или гимназиях читали и зачитывались?"


Что касается меня, то в детстве мне сказочно повезло: на день рождения мне подарили книгу Льва Гумилевского "Крылья Родины", рассказывающую в популярной форме о рождении и становлении советской авиации. Эта книга и стала моей первой книгой, которую я буквально зачитал до дыр, она дала мне первый толчок к выбору профессии педагога, наставника юных техников - будущих конструкторов, инженеров, летчиков. Затем появились другие книги в подарок: рассказы и повести А.Гайдара, повесть Ю.Королькова "Партизан Леня Голиков", которые прочитал по нескольку раз.


Как изумил меня наш новый сосед, показавший мне свое богатство - книги, которых было много вдоль всех стен в застекленных шкафах. Как мне захотелось иметь столько же книг!


Вскоре по совету тети я записался в библиотеку при казанском Доме медработников и для начала взял и прочитал многотомную историю Великой Отечественной войны. Читал затем все подряд, но с годами понял, что книги бывают разные: интересные и скучные, полезные и пустые, настоящие и не очень. Иную толстую книгу долго читаешь и быстро забудешь, а другую, тоненькую, перечитываешь заново много раз ("Один день Ивана Денисовича" А.Солженицына, например).


Читая библиотечные книги, я исподволь стал собирать свою библиотеку. Благодаря ей я запросто мог "побывать" в гостях и "поговорить" с интереснейшими людьми от политики, культуры, техники. Достаточно было только протянуть руку и... вот они "стоят" рядышком: П.Чайковский и Ф.Шаляпин, Петр I и патриарх Тихон, Н.Черкасов и Н.Михалков, К.Симонов и В.Высоцкий, К.Циолковский и Ю.Гагарин. Благодаря книгам я не только узнал массу интересных фактов, историй и судеб, но главное - они научили меня уважать и любить людей и нашу Родину.


Всегда на вопрос родителей "Как приучить ребенка к книге?" отвечаю вопросом: "А сами вы много и часто читаете?". Приобщать детей к книге надо с младенчества, начав с первых сказок, стихов, рассказов. У ребенка обязательно должен быть друг, и пусть первым этим другом будет книга.


Разумеется, положительного эффекта от книг детьми и подростками можно добиться лишь при условии чтения хорошей, подлинно художественной литературы и желательно классики (от лат. сlassicus - образцовый), то есть тех настоящих книг, что проверены временем, историей, жизнью. А какие чувства вызывают некоторые современные книги, которые предлагают нам книготорговцы? Возьмем наугад пару детских книжек в броских обложках, раскроем и прочтем: "...Я предлагаю тост! - воскликнул хемуль. - Выпьем за хорошую дружбу!" Гости отпили вино из рюмочек, рюмочки были малюсенькие и очень красивые..." (Т.Янссон, "В счастливой долине мумий-троллей"). "...Гоблинов опять разбили, долина покрылась черными грудами отвратительных трупов" (Дж.Толкиен, "Хоббит"). Обе книжки рекомендованы детям младшего возраста...


Ну а взять разрекламированного "Гарри Поттера" писательницы Д.Роллинг. По мнению уральского профессора С.Н.Некрасова, поттеромания является способом управления массовым сознанием, чего многие взрослые люди: бабушки, дедушки, отцы и матери - просто не понимают и включаются в эту навязываемую извне игру, полагая, что быть модным и современным - значит пользоваться последними достижениями цивилизации. Если бы!..


Убежден: нашим детям как воздух необходима наша, отечественная литература. Сюда же отношу и напрасно отброшенные лучшие советские книги, которые давали много ярких, положительных героев - образцов для подражания. Это и "Как закалялась сталь" Н.Островского, и "Повесть о настоящем человеке" Б.Полевого, и, конечно же, замечательные патриотические, героические повести и рассказы А.Гайдара. А зачем убрали из школьных программ великолепный рассказ Л.Пантелеева "Честное слово"? Рассказ о малыше, которого ребята забыли во время игры у "порохового склада", и он стоял, как часовой, до ночи - вот где истинное героическое начало в детском характере!


Приверженцам же современной "литературы", заполонившей в большинстве своем книжные прилавки и развалы, приведу слова английского писателя Оскара Уайльда: "В прежние времена книги писали писатели, а читали читатели. Теперь книги пишут читатели и не читает никто".


Юрий СЕРГЕЕВ.
Педагог.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости