Казанская общественность сегодня активно обсуждает, как украсить Казанский Кремль в преддверии тысячелетия столицы республики. Недавно было высказано предложение заменить посадкой из "миллиона алых роз" несостоявшийся памятник погибшим при обороне города в 1552 году. Предложение, на мой взгляд, не совсем продуманное. Что же это за памятник, который мы будем видеть меньше полугода?
Не в пример другим историческим городам Казань бедна произведениями ландшафтного искусства. Уже хотя бы по этой причине склоны у подножия Кремля, как мне думается, можно превратить в садово-парковый ландшафт с героико-поминальным и одновременно умиротворяющим содержанием. Известный французский архитектор ле Корбюзье писал, что пробуждение эстетических эмоций есть особая функция пространства, дарующая человеку чудо эстетического наслаждения. Важно лишь с вдохновением искать средства композиции для формирования философски доходчивого художественного образа.
Ясно, что в задуманном природном комплексе необходим отдельный скульптурный памятник - как главный и постоянный смысловой элемент меняющегося по сезонам года сложного произведения искусства. Как представляется, это должны быть алый тюльпан или лилия, что соответствует мусульманской традиции, налагающей запрет на изображение человека особенно там, где творятся молитвы. Тем более что "исламский цветок" - это всегда лилейное растение, а никак не "миллион роз". Но вряд ли будет эффектно смотреться вычурный и тяжеловесный "каменный цветок", как во Всероссийском выставочном центре в Москве. Логичнее всего смотрелось бы изваяние из металлических сплавов, покрытое цветной эмалью, которое "прорастет" из земли, политой кровью наших предков.
Опишу, как лично мне видится юго-западный предел садово-паркового комплекса напротив Центрального стадиона и цирка. Наверху, вдоль стены Кремля, - двухрядная сосновая чаща: аллея с кленом остролистным и рябинами во втором ярусе, можжевельником в третьем и ковром ландышей на почве под пологом деревьев. Ниже по склону - чередование цветников, образующих в совокупности сад непрерывного цветения, состоящий из монокультурных фрагментов: подснежников, притененных ажурным пологом березы, полянок из темно-алых тюльпанов, разновременно цветущих лилий, расцветающих двумя волнами алых роз, пионов и георгинов. Поздней осенью эту гамму замкнут настурции огненно-красноватых оттенков и золотые шары.
Тропинки из выложенных плит организовали бы пространство для ближнего осмотра, которое могут дополнить отдельные малые архитектурные формы и скульптуры. Они бы развивали главную мысль ансамбля: будем достойны памяти предков и не повторим их ошибок...
От асфальта улиц ландшафтный предел отграничила бы живая изгородь из низких кустарников - дёрена красного и белого, снежноягодника, магонии.
С противоположной стороны ландшафтный предел составила бы часть склона под Кремлем, спускающегося к Казанке. Здесь, у кремлевской стены, лучше высадить более подходящую для этих условий пихту - исконную породу наших лесов (но не модную иностранку - голубую ель), дополненную во втором ярусе калиной, рябиной, сиренью, черемухой и, возможно, липой. Ниже в цветниках найдет себе приют многоцветье тюльпанов, лилий, анютиных глазок, пионов, георгинов и ближе к реке - ирисов. Можно бы было открыть или хотя бы имитировать родник, существовавший здесь в давние времена. Здесь же была бы уместна скульптура девушки с кувшином. Естественным продолжением украшенного цветниками склона могли бы стать плакучие ивы по берегу и сообщество водных растений в прибрежье Казанки: рогозы, сусака, тростника. Неплохо бы было укоренить здесь посадки желтых и белых кувшинок, для чего, видимо, придется отделить частичку акватории перемычкой.
По восточному склону ландшафтный выдел пусть образуют та же пихта и другие упомянутые виды. А вот ковер цветов может быть дополнен высаженными из теплиц крокусами и прочими восточными растениями.
Многие возразят: а как уберечь все это многообразие цветников и садов от хулиганов? Ответ закономерный: даже с точки зрения охраны порядка здесь необходим пост милиции. Его можно разместить в специальном павильоне, поднятом на высоту и оборудованном прожекторами, которые бы позволяли держать большую часть садово-паркового ландшафта под контролем.
Согласитесь, выполнение нарисованного замысла подарило бы городу и республике в целом удивительную достопримечательность, которая была привлекательна бы и для горожан, и для туристов.
Фарит ШАКИРОВ.
Кандидат биологических наук.